|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 75
служивают восхищения мудрецов, но этим он хотел дать понять людям, в какое глубокое суеверие
они погружены. Вместе с тем, он изобличал этим и мерзостное воззрение тех, кто считал этот
видимый мир высшим Богом, делая из этого вполне последовательный вывод, что в таком случае
следует чтить и всякий камень, как частицу высшего Бога. Если бы они смогли возмутиться
подобным выводом, им бы пришлось изменить свое мнение и начать искать того единого Бога,
который один только выше нашего ума и который сотворил всякую душу и весь этот мир. Об этом
впоследствии с большою силой написал Платон, написал красиво, но не слишком убедительно, ибо он
и подобные ему философы не были рождены для того, чтобы отвратить мысль своего народа от
идолопоклонства и тщеты мира сего и направить ее к истинному почитанию истинного Бога. Поэтому
и сам Сократ вместе с прочими чтил идолов, а после его смерти и осуждения никто уже не
осмеливался ни клясться собакой, ни называть какой-нибудь камень Юпитером, но лишь хранили
память об этом в немногих философских работах. Было ли это следствием страха перед карой или
просто знамением того времени — о том не знаю и потому — молчу.
3. Впрочем, с позволения тех, Которые и доселе еще остаются почитателями сочинений той
поры, я смело и решительно скажу, что в наши христианские времена не должно быть никаких
сомнений в том, какая религия представляет собою путь к истине и блаженству. В самом деле, если
бы жив был Платон и удостоил мой вопрос своим ответом, или лучше — если бы какой-нибудь его
ученик еще при жизни Платона спросил его, им же самим убежденный в том, что истина созерцается
не телесными очами, а чистой мыслью; что только душа способна стать блаженной и совершенной;
что приобретению этого ее блаженства и совершенства препятствует только жизнь, преданная
страстям, когда лживые образы чувственных предметов вторгаются в нас из материального мира
через тело, порождая различные мнения и заблуждения; что, следовательно, дух наш должен быть
очищен для созерцания неизменных форм вещей и вечной красоты, которая ни в пространстве не
разделяется, ни во времени не изменяется, а сохраняет во всех своих частях единство и тождество,
бытие которой люди не признают, хотя она существует действительно и наивысшим образом; что все
остальное рождается и умирает, разрушается и исчезает и, однако, поскольку существует, то создано
вечным Богом посредством его Истины; что всему этому сообщено разумной и мыслящей души ровно
настолько, чтобы оно наслаждалось созерцанием Его вечности, чтобы исполнялось и украшалось ею и
чтобы могло заслужить вечную жизнь, но что, пока испытывает чувство любви и скорби к предметам,
возникающим и преходящим, и предано привычкам чувственной жизни, оно теряется в пустых
призраках, смеется над теми, кто говорит о существовании чего-то такого, что созерцается духовным
взором и мыслится не призрачно, но постигается умом и мыслящей силой; если бы, говорю я,
убежденный во всем этом своим учителем, тот ученик спросил бы у него, не признал ли бы он
достойным божеских почестей такого великого мужа (если бы такой существовал), который внушил
бы людям веру хотя бы в перечисленные только предметы, то, думаю, Платон ответил бы, что это —
дело для человека невозможное, разве что для такого, которого бы сама божественная премудрость и
Сила, изъяв из обычного порядка вещей и с колыбели просветив не умением человеческим, а
внутренним светом, удостоила такою милостью, укрепила такою силой и, наконец, возвеличила таким
достоинством, чтобы он своей высочайшей любовью и авторитетом мог обратить род человеческий к
спасительной вере, презирая все, что желают развращенные люди, перенося все, чего они страшатся,
делая то, чему они удивляются. Что же касается подобающих ему почестей, то об этом излишне и
спрашивать, так как и без того понятно, какие почести приличествуют Мудрости Божией, под
водительством и управлением которой он ради спасения человеческого рода заслужил нечто в
собственном смысле великое.
И вот все это исполнилось; об этом громко говорят письмена и памятники. Избранные и
посланные апостолы своими подвигами и своею проповедью зажгли во всем мире пламя
божественной любви и, распространив спасительное учение, оставили нам уже просвещенную землю.
Не говоря о прошлом, которому не всякий и верит, теперь среди всех народов раздается: "В начале
было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало
быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". (Иоан. I, 1-3). Чтобы душа была очищена,
дабы эту проповедь понять, полюбить и обратить к своей пользе, и чтобы сила мысли была крепче,
дабы озариться таким светом, скупым говорится: " Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и
ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль,
ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где со
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|