|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 73
Божиею Промысла. В акте творения души Бог избрал именно человека, отказавшись от одушевления
других природных организмов. При этом, по убеждению Августина, каждая человеческая душа
творится Господом индивидуально, поэтому души неповторимы.
Человеческая душа имеет начало, но не имеет конца, ибо бессмертна и. существует после
смерти человеческого тела. Душа нематериальна и к ней неприложимы никакие пространственные и
количественные характеристики. Основные же способности души, заложенные в нее Богом
- разум, память и воля.
Создавая душу, Бог изначально закладывает в нее и стремление к счастью, как цель
человеческой жизни. Поэтому человек обязан использовать все способности души для достижения
счастья. Само же счастье, состоит в максимальном познании Бога. И в этом случае, разум
человеческий становится главной опорой веры: "Разумей, чтобы верить, — пишет Августин, и
продолжает, — верь, чтобы разуметь". Поэтому вера является основой и исходным пунктом всякого
познания. Познания без веры — греховно.
Высшая форма познания — это Божественное озарение, сниспосылаемое Богом человеку,
искренне убежденному в вере. В этом Божественном акте уже не участвует человеческий разум, ибо
бессилен перед высшим знанием и мудрость Бога "человеку доступна быть не может". Сам Господь
по своей воле посылает озарение человеку: " Душа разумная и мыслящая, не может сиять сама по
себе, но сияет в силу участия в ином, правдивом сиянии".
В своем стремлении к счастью человек приходит к познанию добра и зла. Добро — это сам
Господь. Но откуда берется зло, ведь Бог не может быть творцом зла? Эту проблему Августин решал
опять-таки в неоплатоновском духе. Все зло в мире происходит от материальной природы
мироздания. Все зло в человеке — от его материального тела. Уже первое знание Адама и Евы
заключалось в познании ими своей материальной природы и в этом заключалось их грехопадение.
Именно за фетишизирование своей материальности, своей телесности люди были наказаны Господом
и после грехопадения первых людей уже все их потомки, т.е. каждый человек, не свободны,
обременены грехом, обречены на телесную смерть.
Однако и сама материя, и тело человеческое были созданы Богом, следовательно, не могли быть
источником зла. Здесь Августин приходит к мысли, что зла как такового не существует. Зло
- это ослабленное, искаженное материальностью Божественное добро. В этом случае Августин
опирается на платоновское учение об идеях, которые, согласно Платону, присутствуют в
материальных телах, но «портятся», искажаются материей. Так и добро, поселенное Господом в
человеческих душах, не может найти на Земле своего полного выражения, ибо материальное тело
ослабляет его, мешает его самовыражению.
В результате Августин приходит к отрицанию земной жизни вообще. Земная жизнь людей -
лишь преддверие жизни вечной, нематериальной, духовной: "Чтобы душа могла без препятствий
погрузить свою сущность в полноту истины, она начинает жаждать как наивысшего дара бегства и
полного избавления от тела — смерти".
Исходя из подобного понимания сущности земной жизни людей, Августин формулирует и
основные условия существования человеческого общества. По Августину, люди обязаны жить по
Божественным законам, а не по человеческим. В этом смысле программной установкой Августина
при его анализе смысла истории человечества можно считать слова: "Когда человек живет по
человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу".
Философию истории Августин раскрывает в своей знаменитой книге "О граде Божием". В его
понимании, вся история человечества — это постоянная борьба двух божественно-человеческих сил:
"Царства Божия" и "царства земного".
" Царство земное" находит свое выражение в создании "светского града", т.е. представляет
собой историю государств, создаваемых людьми. С этой точки зрения, Августин насчитывал шесть
периодов человеческой земной истории, в соответствии с шестью эпохами, показанными в Ветхом
Завете, а также в сравнении с шестью периодами жизни человека — младенчество, детство,
отрочество, юность, зрелость и старость. После явления Христа человечество вступило в пору
старости. Иначе говоря, вся предшествующая земная история — это только преддверие истинной и
окончательной истории людей, ибо история "светского града" всегда была наполнена корыстью,
властолюбием, эгоизмом, свойственными людям, не знающим Слова Божиею.
Провозвестниками истинной истории человечества были те немногие праведники и пророки,
которые еще в "темные века" истории поняли свое истинное Божественное предназначение.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|