|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 65
твари, всегда совершенный, без научения премудрый, Божия Сила, Тот, в Ком вся сокровища
премудрости и разума сокровенна (Кол. 2, 3.), имеет нужду в частном указании, которым бы
определялись и образ и мера Его действований? Разве мы, в суете своих помыслов, откроем училище
и Одного сделаем предсидящим в чине учителя, а Другого предстоящим с неопытностью ученика,
потом, при постепенном умножении уроков, научающимся мудрости и преуспевающим в
совершенстве? А в таком случае, если умеешь соблюсти последовательность суждений, заключишь из
сего, что Сын всегда учится и никогда не может достичь совершенства; потому что премудрость
Отчая беспредельна, а в беспредельном невозможно достигнуть конца. Посему кто не соглашается,
что Сын от начала имеет все, тот не может согласиться, что Он когда-либо дойдет до совершенства.
Но стыжусь низости понятия, к которому приведен я последовательностью речи. Посему возвратимся
опять на высоту слова.
Видевый Мене виде Отца (Иоан. 14, 9.); видел не отпечатление, не образ, потому что Божее
естество не допускает в себе сложности, но благость воли, которая созерцается во Отце и в Сыне, как
нечто сопутственное сущности, подобное и равное ей, лучше же сказать, тождественное с нею.
Что же значат выражения: послушлив быв (Филип. 2, 8.). и: за нас всех предал есть Его (Рим. 8,
32.)? Значат, что от Отца дано Сыну и то, чтобы по благости действовать за людей.
Но ты выслушай и следующие места: Христос ны искупил есть от клятвы законные (Гал.3, 13.);
и: яко еще грешником сущим нам, Христос за ныумре (Рим. 5, 8.). Обрати также тщательное
внимание и на слова Господа. Когда научил Он нас об Отце; тогда и Сам употребляет уже выражения
полновластные и владычественные, говоря: хощу, очистися (Матф. 8, 3.); и: молчи, преста-ни (Марк.
4, 39.); и: Аз же глаголю вам (Матф. 5, 22. 28. 32.); и: душе немый и глухие, Аз ти повелеваю (Марк. 9,
25.). и тому подобные, чтобы из сих выражений познали мы своего Владыку и Творца, а из
предыдущих научились познавать Отца нашего Владыки и Творца.
Таким образом из всего доказывается истинное учение, что, если Отец созидает чрез Сына, то
сим ни зиждительная сила в Отце не представляется несовершенною, ни действие Сына не признается
бессильным, но изображается единение воли. Посему речение: Им, заключает в себе признание
первоначальной вины, и берется не к унижению производящей причины.
ГЛАВА9
Отличительные понятия о Духе, сообразные с учением Писания
Исследуем теперь, каковы наши общие понятия и о Духе, как собранные нами о Нем из
Писания, так и занятые из неписанного предания отцов. И во-первых, кто, услышав наименование
Духа, не воспрянет душою и не восторг-нется мыслию к Естеству Высочайшему? Ибо Он называется
Духом Божиим (Матф. 3, 16.). и Духом истины, Иже от Отца исходит (Иоан. 15, 26.). Духом правым,
Духом Владычним (Псал. 50, 12. 14.).
Дух Святый есть главное и собственное Его имя. И оно преимущественно пред всяким другим
есть именование чего-то бесплотного, чисто невещественного и несложного. Посему и Господь в
беседе с женой, которая думала, что Богу должно поклоняться в известном месте, научая ее, что
бестелесное беспредельно, говорит: Дух есть Бог (Иоан. 4, 24.). Поэтому, слыша слово: Дух,
невозможно вообразить в мысли естества ограниченного, или подлежащего изменениям и
переиначиваниям, или вообще подобного твари, но простираясь мыслями к Высочайшему,
необходимо должно представить себе сущность умную, бесконечную по силе, беспредельную по
великости, неизмеримую временами или веками, неоскудевающую в благах, какие имеет.
К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении; Его желает все живущее
добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомошествуемое к достижению
свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды; Он
живет без возобновления сил, но есть Податель жизни; Он не чрез прибавления возрастает, но вдруг
полон, Сам в Себе водружен и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет, доставляющий
Собою всякой разумной силе, при искании истины, как бы некоторую очевидность. Он неприступен
по естеству, и удобовместим по благости; хотя все исполняет Своею силою, однако же сообщается
одним достойным, и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры. Он
прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в каждом и весь повсюду. Он
разделяемый не страждет, и когда приобщаются Его, не перестает быть всецелым, наподобие
солнечного сияния, наслаждающийся приятностью которого как бы один им наслаждается, между тем
как сияние сие озаряет землю и море и срастворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из
удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изли
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|