|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 60
вел посланник Иисус Христов волею Божиею (2 Кор. 1, 1.). И еще: темже уже неси раб, но сын; аще
ли же сын, и наследник Богом (Гал. 4, 7.). И: якоже веста Христос от мертвых славою Отчею (Рим. 6,
4.). И Исайя говорит: горе творящим глубоко совет, а не Господом (Иса. 29, 15.).
Можно представить многие свидетельства, что речение сие употребляется и о Духе. Сказано:
нам же Бог открыл есть Духом (1 Кор. 2, 10.). И в другом месте: доброе завещание соблюди Духом
Святым (2 Тим. 1, 14.). И еще: оному бо Духом дается слово премудрости (1 Кор. 12, 8.).
А то же самое можем сказать и о слоге: о, а именно, что Писание допускает употребление сего
слова и о Боге Отце. Так в Ветхом Завете сказано: о Боге сотворим силу. (Псал. 107, 14.) И: о Тебе
пение мое выну (Псал. 70, 7.). И еще: о имени Твоем возрадуюся (Псал. 88, 17). И у Павла сказано: в
Боге создавшем всяческая (Еф. 3, 9.). И: Павел и Силуан и Тимофей, церкви солунстей о Боге Отце (2
Сол. 1, 1.). И: аще убо когда поспешен буду волею Божиею прийти к вам (Рим. 1, 70.). И: хвалишися,
говорит, о Боге (Рим. 2, 17.). Много и других мест, которые не легко перечислить.
Но для нас важно показать не множество свидетельств, а изобличить, что еретики
неосновательно делают такие различения. И что употребление сего слога принято в Писании о
Господе или о Святом Духе, сего, как известного, не стану доказывать. Нужно же сказать то, что для
разумного слушателя достаточным будет опровержение еретического положения, взятое от
противного. Ибо, если, по рассуждению еретиков, разность выражения доказывает различие естества;
то пусть теперь тождество речений заставит их со стыдом исповедать неразличную сущность.
Но не только в богословии разнообразно употребление сих речений; они не редко меняются
даже между собою и значением, когда одно принимает значение другого. Например: стажах человека
Богом (Быт. 4, 1), говорит Адам, вместо того, чтобы сказать: от Бога. И в другом месте: Елика
заповеди Моисей Израилю по повелению Господню (Чис. 36, 5). И еще: еда не Богом изъявление их
есть (Быт. 40, 8)? — говорит Иосиф, рассуждая о снах с заключенными в темнице; и очевидно, вместо
того, чтобы сказать: от Бога, сказал он: Богом. А наоборот, Павел употребляет речение: от Него
вместо речения: Им, когда говорит так: рождаемый от жены (Гал. 4, 4), вместо: женою. Ибо в другом
месте ясно различил сие, сказав, что жене свойственно раждаться от мужа, а мужу — женою. Якоже
бо жена от мужа, сипе муж женою (1 Кор. 11, 12). Впрочем здесь, как показывая различие
употребления, так вместе исправляя мимоходом погрешительное мнение думавших, что тело
Господне духовно, в доказательство того, что богоносная плоть составилась из нашего смешения,
Апостол предпочел речение более выразительное (ибо слово: женою, выражало бы переходное
понятие рождения, а речение: от жены, достаточно показывает общение естества у рожденного с
рождающею). И в этом не противоречит он сам себе, а дает только видеть, что речения сии легко
могут уступать место одно другому. А если о чем определено говорить в собственном смысле: им, о
том самом употребляется: от него; то какое основание, к клевете на благочестие, решительно
разделять между собою речения?
ГЛАВА 6
Ответ утверждающим, что Сын не со Отцем, но после Отца, где рассуждается и о равночес-тии
славы
И конечно, нельзя прибегнуть к извинению себя неведением, когда приступают к слову с такою
хитростью и злонамеренностью явно негодующие на нас за то, что вместе с Отцем совершаем
славословие Единородному, и Святого Духа не отделяем от Сына. И за сие как они не называют нас!
новоделами, нововводителями, изобретателями слов, и другими укоризненными именами! Но не
только не огорчаюсь я их злословием, а напротив того, если бы собственный их вред не причинял мне
скорби и непрестающей болезни, готов бы сказать, что благодарен им за хулы, которыми
споспешествуют моему блаженству. Ибо сказано: блажени есте, егда поносят вам Мене ради (Матф.
5, 11).
Но вот за что они гневаются. "Сын, говорят, не со Отцем, но после Отца; поэтому Им, а не с
Ним должно возносить славу Отцу. Ибо речение: с Ним, выражает равночестие, а речение: Им,
показывает служебное действие. Но и Духа, говорят, должно ставить не наряду со Отцем и Сыном, а
ниже Сына и Отца, как не единочиновного, но подчиненного, не купночислимого, но под-
числяемого". И подобными сим тонкостями в составлении речений искажают они простоту и
безыскусственность веры. Посему могут ли извиняться неопытностью такие люди, которые своею
пытливостью не позволяют и другим оставаться в неопытности?
Но мы прежде всего спросим их о том, на каком основании говорят, что Сын после Отца?
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|