|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 44
страстями; не укрощаем в себе ни ярости, делающей надменными и зверскими, ни унижающего
превозношения, ни безрассудной скорби, ни необузданного сладострастия, ни блудливого смеха, ни
наглого взора, ни ненасытного слуха, ни неумеренной говорливости, ни превратного образа мыслей,
ни всего, что против нас у нас же самих берет лукавый, вводящий, как говорит Писание, смерть
сквозе окно (Иер. 9, 21), то есть через чувства. У нас все наоборот. Как цари даруют пощаду после
победы, так мы даем свободу страстям других, если только потворствуют нам и дерзостное или
нечестивое устремляются против Бога, и за недоброе воздаем худой наградой, за нечестие —
своевольством.
Но я буду спрашивать тебя мало, совопросник и вещий муж, ты же Мне объясняй, говорит Иову
Вещавший сквозь бурю и облака (Иов. 38, 1-3). Что слышишь, много у Бога обителей или одна? —
Без сомнения согласишься, что много, а не одна? Все ли он должны наполниться? Или одни
наполнятся, а другие нет, но останутся пустыми и приготовлены напрасно? — Конечно все, потому
что у Бога ничего не бывает напрасно. — Но можешь ли сказать, что понимаешь под таковой
обителью: тамошнее ли упокоение и славу, уготованную блаженным, или что другое? — Не другое
что, а это. — Но согласившись в этом, рассмотрим еще следующее. Есть ли что-нибудь такое, как я
полагаю, что доставляло бы нам эти обители; или нет ничего такого? — Непременно есть нечто. -Что
же такое? — Есть разные роды жизни и избрания, и ведут к той или другой обители по мере веры,
почему и называются у нас путями. — И всеми ли путями, или некоторыми из них должно идти? —
Если возможно, пусть один идет всеми. А если нет, то, сколько может, большим числом путей. Если
же и того нельзя, то некоторыми. Но если и это невозможно, то примется в уважение, как мне, по
крайней мере, кажется, когда кто-нибудь и одним пойдет преимущественно. — Правильно понимаешь
это. Поэтому что же, по твоему мнению, означается словом, когда слышишь, что путь один и притом
тесен? — Путь один относительно добродетели, потому что и она одна, хотя и делится на многие
виды. Тесен же он по причине трудов и потому, что для многих непроходим, а именно для великого
числа противников, для всех, которые идет путем порока. Так и я думаю. — Но если это справедливо,
то почему же наилучший, как будто уличив наше учение в какой-то скудости, оставили вы все прочие
пути, а стремитесь и спешите на этот один путь, на путь, как вам представляется, разума и умозрения,
а как я скажу пустословия и мечтательности? Да вразумит вас Павел, который, по исчислении
дарований, сильно упрекает за это, говоря: Все ли апостолы? Все ли пророки? И так далее (1 Кор. 12,
29).
Положим, что ты высок, выше самых высоких, а если угодно, выше и облаков; положим, что ты
зритель незримого, слышатель неизреченного, восхищен, как Илия, удостоен богоявления, как
Моисей, небесен, как Павел. Для чего же и других, не больше как в один день, делаешь святыми,
производишь в богословы и как бы вдыхаешь в них ученость, и составляешь многие сонмища не-
учившихся книжников? Для чего опутываешь паутинными тканями тех, которые наиболее немощны,
как будто это дело мудрое и великое? Для чего против веры возбуждаешь шершней? Для чего
плодишь против нас состязателей, как в древности мифология — гигантов? Для чего, сколько есть
между мужами легкомысленных и недостойных имени мужа, собрав всех, как сор в одну яму, и своим
ласкательством сделав их еще женоподобное, построил ты у себя новую рабочую, и не без разума
извлекаешь для себя пользу из их неразумия?
Ты возражаешь и против этого? У тебя нет другого занятия? Языку твоему обязательно должно
господствовать? Ты не можешь остановить болезней рождения и не разродиться словом? Но много
есть для тебя других обильных предметов. На них обрати с пользой недуг этот. Рази Пифагорова
молчание, Орфеевы бобы и эту надутую поговорку новых времен: сам сказал! Рази Платоновы идеи,
переселения и круговороты наших душ, воспоминание и вовсе не прекрасную любовь к душе ради
прекрасного тела; рази Эпикурово безбожие, его атомы и чуждое любомудрию удовольствие; рази
Аристотелево немногообъемлющее провидение, в одной искусственности состоящую
самостоятельность вещей, смертные суждения о душе и человеческий взгляд на высшие учения; рази
надменность стоиков, ненасытность и шутовство циников. Рази пустоту и полноту, и те бредни, какие
есть о богах или жертвах, об идолах и демонах, благотворных и злотворных, какие разглашаются о
местах прорицания, о вызывании богов и душ, о силе звезд.
А если ты не удостаиваешь это и словом, как маловажное и многократно опровергнутое,
хочешь заняться своим предметом и в нем ищешь пищи лю-бочестию, то и здесь укажу тебе широкие
пути. Любомудрствуй о мире или мирах, о веществе, о душе, о разумных — добрых и злых природах,
о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях. Относительно этого и ус
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|