|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 43
торсе повелевает размышлять день и ночь (Пс. 1, 2), вечером и утром и в полдень поведать (Псал. 54,
18), и благословлять Господа во всякое время (Пс. 33, 2). А если нужно присовокупить и сказанное
Моисеем, то ложась, и вставая, и идя дорогой (Втор. 6, 7), и справляющий другие дела должен
памятовать о Боге, и этой памятью возводить себя к чистоте. Таким образом, запрещаю не памятовать
о Боге, но богословствовать непрестанно, даже запрещаю не богословствование, как бы оно было
делом не благочестивым, но безвременность, и не преподавание учения, но несоблюдение меры. Мед,
несмотря на то, что он мед, если принять в излишестве и до пресыщения, производит рвоту. И время
всякой вещи, как рассуждаю с Соломоном (Еккл. 3,1). Даже прекрасное не прекрасно, если
произведено вне порядка, как, например, совершенно неприличны цветы зимой, мужские наряд на
женщине и женский — на мужчине, геометрия во время плача и слезы на пиру. Ужели же ни во что
будем ставить время единственно там, где всего более надобно уважать бла-говременность? — Нет,
друзья и братья (все еще называю вас братьями, хотя ведете себя и не по-братски)! Не так будем
рассуждать, не побежим дальше цели, как горячие и неудержимые кони, сбросив с себя всадника
разум, и отринув добрую узду — благоговение, но станем любо мудрствовать, не выступая из
назначенных христианину пределов, не будем переселяться в Египет, не дадим увлекать себя к
ассириянам, не воспоем песнь Господню на земле чужой (Пс. 136, 4), т.е. вслух всякому, и
стороннему и нашему, и врагу и другу, и благонамеренному и злонамеренному, который чрезмерно
тщательно наблюдает за нами, и желал бы, чтобы в нас каждая искра худого обратилась в пламя, сам
тайно ее возжигает, раздувает, воздымает своим дыханием к небу, выше сжигающего все окрест себя
Вавилонского пламени. Поскольку в собственных своих учениях не находят они для себя
подкрепления, то ищут его в том, что слабо у нас. А потому, как мухи на раны, нападают на наши (как
назвать это?) неудачи или погрешности.
Но не будем долее оставаться в неведении о себе самих и не уважать приличия в таких
предметах. Напротив, если невозможно истребить вражду, по крайней мере, согласимся в том, чтоб о
таинственном говорить таинственно, и о святом — свято. Перед имеющими оскверненный слух не
станем повергать того, о чем не должно всем разглашать. Не попустим, чтоб, в сравнении с нами,
оказались достойными большего почтения поклоняющиеся бесам, служители срамных басен и вещей,
потому что и они скорее прольют кровь свою, нежели откроют учение свое непосвященным. Будем
знать, что есть некоторое благоприличие как в одежде, пище, смехе и походке, так и в слове и
молчании; тем более, что мы, кроме других наименований и сил, чтим в Боге и Слово.
Сами состязания да будут у нас подчинены законам. О рождени Бога, о сотворении, о Боге из
7
не сущих, о сечении, делении и разрешении для чего слушать тому, кто слушает это неприязненно?
Для чего обвинителей делаем судьями? Даем меч в руки врагам? Как и с какими, думаешь ты,
понятиями примет слово об этом тот, кто одобряет прелюбодеяние и деторастление, кто поклоняется
страстям и не может ничего представить выше телесного, кто вчера и за день творил себе богов,
богов, отличающихся делами самыми постыдными? Не с понятиями ли (к каким он привык) грубыми,
срамными, невежественными? И богословие твое не сделает ли он поборником своих собственных
богов и страстей? Если мы сами употребляем такие изречения во зло, то еще труднее убедить
противников наших, чтоб любомудрствовали, как следовало бы нам. Если мы сами у себя
изобретательны на зло (Рим. 1, 30), то как им не коснуться того, что действительно в нас есть? Вот
следствия нашей междоусобной брани! Вот польза от подвизающихся за слово более, нежели угодно
Слову, и от подвергающихся одной участи с лишенными ума, которые зажигают свой собственный
дом, или терзают детей, или гонят от себя родителей, считая их чужими!
Но, отлучив от слова чуждое и многочисленный легион, поступивший в глубину, послав в стадо
свиней, обратимся к себе самим (что составляет второй предмет нашего слова) и как изваяние
высечем богослова во всей красоте. Прежде же всего поразмыслим о том, что значит такое
ревнование о слове и эта болезнь языка? Что за новый недуг? Что за ненасытность? Для чего, связав
руки, вооружили мы язык? Не хвалим ни страннолюбия, ни братолюбия, ни любви супружеской, ни
целомудрия; не дивимся ни питанию нищих, ни псалмопению, ни всенощному стоянию, ни слезам; не
изнуряем тела постами, не преселяемся к Богу молитвой, не подчиняем (как правильно
рассуждающие о своем составе) худшего лучшему, то есть плоти духу; не обращаем жизни в
помышление о смерти; помня о горнем благородстве, не удерживаем за собой владычества над
Ариане учили о Сыне Божием, что было, когда Его не было, и что, следовательно, Он стал из не сущего
сущим.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|