|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 37
повиновения, Сам прежде исполняя то, исполнения чего желал от других; поэтому он не только
сделался послушным Отцу даже до крестной смерти, но в совершении века, обнимая в Себе всех,
покоренных Им Отцу и чрез Него приходящих ко спасению, Он и Сам вместе с ними и в них, говорят,
покорился Отцу: так как все существует в Нем, и Он есть глава всего, и в Нем — спасение и полнота
наследующих спасение. Именно это говорит о Нем апостол: " когда же все покорит Ему, тогда и Сам
Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог во всем" (1 Кор. 15.28).
7. Но я не знаю, каким образом еретики, не понимая мысли апостола, заключающейся в этих
словах, бесславят в Сыне имя подчинения. Ведь исследуя свойство этого наименования, легко можно
будет найти это свойство по сравнению с противоположным. Если быть покоренным не есть добро,
то, конечно, противоположное, т.е. не быть покоренным — добро. И действительно, изречение
апостола: "когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын, покорится Покорившему все Ему", по их
пониманию означает, кажется, то, что теперь Сын не покорен Отцу, покорится же Ему после того, как
Отец покорит Ему все. Но я удивляюсь, как можно понять это, что Тот, Кто даже до покорения Ему
всего, Сам не был подчинен, этот самый должен покориться после того, как все будет покорено Ему,
когда Он сделается царем всего и получит власть над всем? Они не понимают, что покорение Христа
Отцу означает блаженство нашего совершенства и выражает победоносное окончание принятого Им
на Себя дела, когда Он представит Отцу не только исправленную власть управления и царствования
над всею тварью, но также исправленные и восстановленные порядки повиновения и покорности
человеческого рода. Итак, если то подчинение, которым, говорят, Сын покорился Отцу, признается
добрым и спасительным, то будет вполне последовательно и соответственно (этой мысли) признавать
спасительным и полезным и упоминаемое (в Писании) покорение врагов Сыну Божьему. Когда Сын
называется покорившимся Отцу, то этим указывается совершенное восстановление всей твари;
подобным же образом, когда враги Божьи называются покорившимися Сыну, то в этом покорении
разумеется спасение покорившихся и восстановление погибших.
8. Но это покорение будет совершаться некоторыми определенными способами путем
определенного научения и в определенные времена. При этом никакая необходимость не будет
принуждать к покорению, так что весь мир будет покорен Богу не силой, но словом, разумом,
учением, призванием к добру, наилучшими учреждениями, а также надлежащими и
соответствующими угрозами, справедливо устрашающими тех, кто пренебрегает своим здоровьем и
заботою о своем спасении и пользе. Ведь и мы, люди, обучая рабов или сыновей, обуздываем их
угрозами и страхом, пока они, по своему возрасту, еще не восприимчивы к убеждению; когда же они
станут понимать добро, пользу и честь, тогда прекращается страх побоев, и они довольствуются
словесным и разумным убеждением ко всему доброму. Но как нужно управлять каждым при
сохранении свободы воли во всех разумных тварях? т.е. кого слово Божье должно считать и
наставлять, как уже приготовленного и способного, кого на время отстранять, от кого совсем
скрываться и далеко отклонять слух их от себя? И опять: каких людей, презревших объявленное и
проповеданное им слово Божье, нужно побудить к спасению какими-либо исправлениями и
очищениями и как бы истребовать и вынудить у них обращение? Кому дать какие-нибудь удобные
случаи к спасению, как это иногда бывает, что человек получает несомненное спасение, доказавши
свою веру одним только ответом? По каким причинам и в каких случаях бывает это? Что провидит
Божественная Премудрость в этих людях и какие движения их воли видит она, устрояя это? Все это
известно одному только Богу и Его Единородному, через Которого все сотворено и восстановлено, и
Святому Духу, через Которого все освящается, Который исходит от Самого Отца. Ему слава во веки
веков. Аминь. .
[УЧЕНИЕ ОБ АПОКАТАСТАСИСЕ]
. Видя такой конец, когда все враги покорятся Христу, когда истребится и последний враг
— смерть, и когда Христос, Которому все покорено, предаст царство Богу Отцу, — от такого, говорю,
конца вещей обратимся к созерцанию начал. Конец всегда подобен началу. И поэтому, как один конец
всего, так должно предполагать и одно начало для всего; и как один конец предстоит многим, так от
одного начала произошли различия и разности, которые, по благости Божьей, через покорение Христу
и единение со Святым Духом, снова призываются к одному концу, подобному началу, т.е.
призываются все те, которые преклоняют колено во имя Иисуса и этим са
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|