|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 14
Важнейшая идея христианства — это идея единого Бога. Показать людям существование
могущественного и единственного Бога, а также доказать им необходимость веры в Него — это и есть
главная задача всего Священного Писания. Вся Библия проникнута духом монотеизма, Первая и
главная из десяти заповедей, дарованных Господом Моисею, так и звучит: "Да не будет у тебя других
богов пред лицем Моим" (Втор. 5:7). И далее: "Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог
твой" (Втор. 5:9).
Об этом же говорит и Иисус, отвечая на вопрос Книжника о том, какая заповедь первая из всех:
"Господь Бог наш есть Господь единый" (Мк. 12:29).
В этом заключается основное отличие христианства от иных существовавших тогда
религиозных верований. Если религия древних греков и римлян была политеистической, т.е. они
признавали существование многих богов, то христианство — это строго монотеистическое
мировоззрение. И именно монотеизм христианство почерпнуло в иудаизме.
Более того, для христианства характерен не только монотеизм, но и тео-центризм — единый
Бог является центром всего в мире: веры, мышления, познания и т. д. Иисус, продолжая свой ответ
книжнику, говорит: " И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и
всем разумением твоим, и всею крепостию твоею" (Мк. 12:30).
Восприятие Бога как единственной и всемогущей мировой силы оказало влияние и на
космологическую концепцию христианства. В основе этой концепции лежит идея творения. Если в
античных религиях и древнегреческой философии говорилось о том, что мироздание возникло из
чего-то, и первоначалами космоса виделись некие божественные, но в тоже время и природные
объекты, то в христианстве Господь Бог творит мироздание "из ничего", Начало мира — это Сам Бог,
который Своим словом, Своим желанием творит, создает весь мир: "В начале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него
ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:1-3).
Более того, Господь не просто сотворил мир, но присутствует в каждом его движении, ибо все,
что происходит в мире, есть Промысел Божий.
С философской точки зрения, христианская идея творения снимает вопрос, который был одним
из основных в древнегреческой философии: что такое бытие? Господь и есть несотворенное, вечное
бытие. Все остальное — это сотворенное одним Его словом бытие, и являющееся бытием потому, что
Бог этого пожелал.
Непосредственно связанной с идеей творения оказывается и идея откровения — любое знание,
доступное людям, есть Божественное откровение; все, что люди знают о мире, о себе и о Боге — все
это открыто им Самим Богом, ибо само знание тоже является результатом Божественного творения.
Бог, создав первых людей, Адама и Еву, наложил на них единственный запрет не прикасаться к
плодам дерева, которое дает знания. Люди же, подстрекаемые змеем, вкусили этих плодов и тем
самым попытались сами стать богами. Змей говорил им: "В день, который вы вкусите их, откроются
глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Бытие. 3:5).
Поэтому в христианском мировоззрении на всякое знание, полученное вне Божественного
откровения, налагается своего рода запрет. Более того, вера в Бога, в Его абсолютное всесилие и
всезнание не просто выше всякого собственно человеческого знания, а является единственным
истинным знанием. Апостол Павел так формулирует эту мысль в Первом послании Коринфянам:
"Мудрость мира сего есть безумие пред Богом" (1-е Кор. 3:19).
Впоследствии христианская церковь сформулировала основные, с ее точки зрения, знания о
мире, человеке и о Боге в виде догматов — своеобразных установлений, истинность которых
принимается без доказательства. Эти догматы не могут быть опровергнуты, ибо являются словом и
волей Божией.
Но, как мы знаем, первые люди все же нарушили Божественный запрет и вкусили плоды с
дерева познания. Тем самым они совершили первое грехопадение. Грех, в христианском понимании,
— это нарушение установленных Богом законов и запретов. И первый же самостоятельный поступок
людей оказался греховным. Отсюда вытекает еще одна важнейшая христианская идея идея
грехопадения.
С христианской точки зрения, человечество изначально греховно. Бог создал людей для вечного
счастья, но они сразу же нарушили Божественную волю. За это, по воле Господа, греховность Адама
и Евы была распространена на все их потомство. И вся дальнейшая история человечества,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|