|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 8
Западная, римско-католическая церковь вообще часто обращалась к воинственным методам
утверждения христианской веры. Для этой цели, наряду с обычными монашескими организациями,
были созданы военно-монашеские ордена, являвшиеся мощной военизированной силой католичества.
В православии таковых организаций не было, ибо считалось, что монахам запрещено даже
прикасаться к оружию.
На Востоке и Западе сложилось различное понимание и самой сути христианского вероучения.
В православии обращалось внимание в большей степени на религиозно-мистические способы
постижения Бога, ибо считалось, что понимание Божественных истин недоступно разуму. В
католичестве же довольно рано возникает убеждение в том, что истинное познание Бога невозможно
без помощи разума, а, следовательно, без помощи науки. Поэтому, на основе трудов отцов церкви, в
течение VI—XIII ее. в римско-католической церкви происходит рационализация христианского
вероучения, когда догматы веры обосновываются с помощью науки, и, прежде всего, с помощью
философии. Так возникла «схоластика».
Слово «схоластика» происходит от греческого «sholia» — школа. Поэтому иногда схоластику
именуют "школьной философией". Схоластика — это основное религиозно-философское направление
в католической церкви в IX—XV ее.
Цель возникновения схоластики — упорядочить и сделать доступной христианскую догматику,
ибо широкое распространение христианства потребовало, с одной стороны, довольно большего числа
священников, а с другой стороны, максимального упрощения догматики для ее более легкого
восприятия обычными верующими. Христианское вероучение начинает преподаваться в
западноевропейских учебных заведениях, а с появлением университетов (XIII в.), богословские
факультеты в них считаются главными.
Основным средством упорядочения христианской догматики была признана философия.
Теологи на Западе считали, что, во-первых, с помощью разума, науки легче проникнуть в истины
веры, во-вторых, используя философские аргументы, можно исключить критику святых,
христианских истин, и, наконец, в-третьих, при помощи философии можно придать религиозным
истинам систематическую форму, т.е. создать законченную, полностью доказательную систему
христианского вероучения.
Поначалу многие христианские теологи самостоятельно пытались разработать подобную
систему. Впоследствии, когда высшие чины римско-католической церкви убедились в необходимости
систематизации христианства, то такая работа исполняласьтеологами уже в качестве официального
поручения.
Обычно принято отсчитывать время рождения схоластической философии в Западной Европе с
конца VIII — начала IX в. — со времени жизни и деятельности Алкуина (ок. 735-804), философа
англосаксонского происхождения, получившего всеевропейское признание за свою просветительскую
деятельность при дворе Карла Великого. Именно Алкуину принадлежит сочинение под названием
«Диалектика», в котором Алкуин впервые сказал, что диалектика — это не просто одно из "
свободных искусств", а способ систематизации веры.
В конце XIIначале XIII в. западноевропейская схоластика получает новый импульс для своего
развития. Связано это было прежде всего с тем, что в этот период происходит самое широкое
знакомство европейцев с культурой арабоязычного Востока. Европейский мир в это время постоянно
сталкивается с арабами — во время крестовых походов, в Испании, которую захватили арабы,
и т. д.
Для западноевропейской философии встреча с арабской культурой сыграла огромную роль.
Дело в том, что в арабском мире были крайне популярны учения античных философов, и, в первую
очередь, учение Аристотеля. На арабский язык были переведены практически все его сочинения, при
этом аристотелевские произведения были подробно прокомментированы арабскими мыслителями,
арабские философы опирались на положения Аристотеля в своих учениях.
В Европе же Аристотель был известен далеко не полностью. Более того, так как идеи
Аристотеля использовали многие христианские теологи, считавшиеся еретиками, распространение и
изучение аристотелизма официально запрещалось. Так, изучение естественнонаучных сочинений
Аристотеля и его «Метафизики» было запрещено папскими декретами 1210 и 1215 гг.
Однако аристотелизм постепенно получает все более широкое распространение, особенно в
нецерковных школах. На латинский язык переводятся почти все его произведения — сначала с
арабского, а потом и непосредственно с греческого языков. И в католической церкви с течением
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|