|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 7
ство. Так, насильственной христианизации подвергались племена прибалтийских славян, долгое
время сопротивлявшиеся экспансии соседних с ними германских государств.
В это время наиболее могущественными и влиятельными церковными организациями в Европе
становятся Восточная и Западная церкви. Обе они с одинаковым упорством вели борьбу с языческими
религиями различных племен. В этом смысле можно сказать, что христианские церкви стремились к
уничтожению языческих культов и во многом им это удалось — богатейший мир языческой культуры
и мифологии был в итоге вытеснен мифологией и культурой христианской. Однако само язычество
было настолько укоренено в сознании людей, что долгое время христианство сосуществовало с
язычеством, постепенно приспосабливая его к своим требованиям, а отдельные проявления языческих
верований и обрядов сохранились у многих европейских народов до сих пор.
Также настойчиво искоренялись и еретические христианские учения, получившие
распространение в Европе, например арианство.
Но постепенно все более усиливались разногласия и между Восточной и Западной церквами. С
одной стороны, это было связано с их борьбой за политическое преобладание в европейских
государствах. С другой стороны — с особенностями самосознания тех народов, которые попадали в
сферу влияния Константинополя и Рима. Например, восточным и южным славянским племенам
ближе оказалось христианство в том виде, как его понимали на Востоке, и у них оно утвердилось в
виде православия. А германским племенам — западное христианство, которое и поныне существует в
его римско-католической версии.
И само христианство, будучи по сути космополитической, вненациональной религией,
оказалось в итоге приспособленным к различным национальным особенностям тех или иных народов,
что в значительной степени повлияло на окончательный раскол между христианскими церквами,
произошедший в 1054 г.
В течение VI-XI ее. на Востоке и Западе формируется разная христианская догматика. Римско-
католическая церковь вообще признает принцип догматического развития, согласно которому
Церковные Соборы имеют право принимать новые догматы. Православная церковь не принимает
этого учения.
Уже говорилось, что на Западе Никео-Цареградский Символ веры был дополнен понятием
«филиокве», т.е. признанием того, что Дух Святой происходит не только от Бога-Отца, но "и от
Сына". Кроме того, вплоть до XX в. в католической церкви принимались и другие догматы, не
признаваемые в православии: догматы о чистилище (1439 г.), о запасе добрых дел, о непорочном
зачатии Богородицы (1854 г.), о телесном вознесении Богородицы на небо (1950 г.).
По-разному понимались и отдельные культовые обряды. В католичестве, например, утвердился
обряд причащения (т. е. приобщения верующего к телу и крови Христа) в том виде, что обычные
верующие причащаются только хлебом, а священники хлебом и вином (хлеб — символ тела Христа, а
вино — символ Христовой крови). И вообще на Западе христианство воспринималось более
иерархично, ведь сам обряд причащения подчеркивает, что священники — это более
«приближенные» к Богу люди, обладающие некими свойствами, недоступными простым смертным.
С этим же связан и тот факт, что в течение нескольких столетий церковные службы в
католических церквах велись на латинском языке, Библия разрешалась к публикации и
распространению тоже только в латинском переводе, независимо оттого, знает латинский язык
местное население той или иной страны или нет. Считалось, что христианские истины могут быть
полностью доступны только избранным.
В православии церковные службы разрешалось вести на местных языках и Библия довольно
рано переводилась на языки тех народов, среди которых она распространялась.
И сама римско-католическая церковь была организована на жестких иерархических началах, с
полным подчинением всех священников своим вышестоящим церковным руководителям. Высшей
властью обладал римский папа. И недаром в католичестве был принят догмат о непогрешимости
римских пап (окончательно утвержден в 1870 г.).
Римско-католическая церковь, в полном соответствии с учением Аврелия Августина, всегда
претендовала на полный политический контроль над светскими государствами. Средневековая
история Западной Европы наполнена постоянной борьбой римских пап со светскими государями, с
целью их подчинения власти церкви.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|