|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
С.В. Перевезенцев
Антология философии Средних
веков и эпохи Возрождения
стр. 6
польского Собора в 381 г. Григорий Нисский и Василий Великий по сути дела разработали и
утвердили окончательные формулировки Символа веры, принятого позднее на этом Соборе (Никео-
Цареградский Символ веры).
Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из отцов
церкви считается Аврелий (Блаженный) Августин (354-430). Именно ему принадлежит заслуга
выработки основ первого систематического христианского вероучения, почему его богословские
труды признаются как основополагающие и в римско-католической, и в православной церквах до сих
пор.
Мировоззрение Аврелия Августина — это своеобразное сочетание христианского религиозно-
мифологического мировосприятия с философским осмыслением проблем мироздания. Но философия,
в понимании Августина, является лишь средством доказательства истинности религии, способом
обоснования верности религиозных догматов. В качестве философского фундамента теологии
Августин избрал учения Платона и неоплатоников. Поэтому он провел серьезную и глубокую работу
по христианизации платонизма и неоплатонизма, возводя в абсолют те принципы этих учений,
которые соответствовали христианству, и отвергая те, которые для христианства были неприемлемы.
В результате платонизм и неоплатонизм в течение нескольких веков воспринимались европейскими
философами исключительно в христианизированной, а значит и усеченной форме, заданной им
Августином.
Аврелий Августин — создатель учения о Церкви как высшей формы организации
человеческого общества, возможной на земле. Он теоретически обосновал необходимость
утверждения христианской церкви над всеми светскими государствами и государями, ибо " светский
град" обязан подчиниться " граду Божиему", как неистинный истинному. Поэтому он всегда и во всем
был сторонником теократического общества, в котором Церковь главенствует над всеми светскими
государствами.
Аврелий Августин настолько полно и систематизировано осветил в своих сочинениях главные
проблемы христианской теологии, что в течение нескольких веков его религиозно-философское
учение по сути дела было основным фундаментом всего христианского вероучения. Более того, учено
Августина оказало значительное влияние вообще на всю последующую европейскую философскую
мысль. Помимо собственного вклада Августина в развитие философского мировоззрения, во многом
благодаря ему в европейской философии сохранились и нашли свою новую жизнь идеи Платона и
неоплатоников. А многие идеи Августина не утратили своего значения и сегодня.
Столь же значительное влияние на развитие христианской мысли оказали труды,
приписываемые Дионисию Ареопагиту и известные под общим названием «Ареопагитики» (V в.) Уже
в Эпоху Возрождения было выявлено, что на автора «Ареопагитик» огромное влияние оказало учение
неоплатонизма. Причем если большинство христианских философов IV-V ее. опирались на
рациональные элементы неоплатонизма, то в «Ареопагитиках» в большей степени использованы его
мистические черты. Возможность мистического познания Бога — вот что проповедуется в
сочинениях Дионисия.
Учение, изложенное в «Ареопагитиках», было необычайно популярно и в Восточной, и в
Западной церквах. В Западной Европе «Ареопагитики» стали широко известны в IX в., когда были
переведены на латынь, потому что большинство католических теологов не знали греческого языка.
Западную, а позднее римско-католическую церковь «Ареопагитики» привлекали своим учением о
главенствующей роли церкви в человеческой жизни. На Востоке сочинения «Ареопагитики» стали
известны раньше. Православные мыслители большее внимание обращали на обоснование Дионисием
возможности мистического познания Бога, ибо именно в мистике многие из них видели путь к
постижению Божественной истины.
СХОЛАСТИКА (IX-XV ее.)
В VI—XI ее. христианство распространяется уже по территории всей Европы, становясь
официальной, государственной религией практически во всех тогда существовавших европейских
странах. Нередко обращение в новую веру каких-то племен предшествовало их присоединению ктому
или иному европейскому государству. Столь же частыми были факты насильственной
христианизации, связанные с захватами племенных территорий, не входящих еще ни в одно государ
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|