|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 317
к возникновению больших мастерских, кочующих из города в город.
В начале XIII столетия законодательницей в искусстве витража стала мастерская собора в Шартре, украсившая окна его нефов, хора и трансепта, заново отстроенных после пожара 1194
года (илл. 115). Используя сложившиеся еще в XII веке композиционные приемы и, в частности, сохранив тип композиции с медальонами, шартрские мастера создали бесконечное
разнообразие ее вариантов и чрезвычайно обогатили декоративные мотивы. Витражи этой поры отмечены печатью утонченного изящества готики. Характерная для XII века
напряженность поз сменяется непринужденностью и естественностью, линии тела приобретают гибкость, складки одежд становятся текучими. Изысканные узоры из стилизованных
листьев, цветов, росеток покрывают бордюры, а иногда и весь фон витража. В подобной манере были украшены вслед за шартрским соборы Парижа, Лана, Буржа, Руана.
В середине XIII века изменяется колорит витражей. Теперь в красочную гамму вводятся сложные цвета, образованные путем дублирования, то есть совмещения разноцветных стекол.
Особенно часто соединяют красные и синие стекла, благодаря чему витражи приобретают мрачный лиловатый тон. Эта новая техника была применена в 1250-х годах в Сент Шапелль, а
затем распространилась повсеместно.
В XIV веке начинается угасание искусства витража. Строительство соборов к этому времени в основном завершено, спрос на украшение окон снижается. Изменяется и характер витража.
Из прозрачной мозаики он превращается в род живописи по стеклу. Куски
116. Иисус Наннн останавливает солнце. Миниатюра Псалтыри Людовика Снятого
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|