|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 314
исторических событий, литературных мотивов, назидательных притч и т. д.
Наряду с дидактическим, очень велико было и декоративное значение витражей. Теперь, когда большинство этих хрупких картин исчезло, мы не всегда отдаем себе отчет в том, как
преображали они весь интерьер храма. Едва переступив его порог, посетитель попадал в стихию струящегося из окон окрашенного света, цветные лучи которого разливали вокруг
причудливое мерцание, изменявшее привычный облик вещей. Даже специально не разглядывая картины в окнах, невозможно было оказаться вне сферы их воздействия.
Не установлено, когда именно возник фигурный витраж, но впервые он получил широкое распространение в XII веке. Старейший из известных нам памятников витражи хора церкви
Сен Дени (вторая чети. XII в.). Мы знаем их, впрочем, больше по описанию Сугерия, чем в натуре, ибо они погибли в] конце XVIII века, после чего удалось* восстановить только фрагменты.
Как явствует из рассказа Сугерия, некоторые окна хора были заполнены декоративным узором, в других же располагались медальоны с изображением истории Моисея, параллелей из
Ветхого и Нового заветов, жизни богоматери и, наконец, так называемого "древа Иессея" генеалогического дерева Христа. "
Вероятно, те же мастера, которые работали в Сен Дени, украсили в 1150 -1155 годах окна собора в Шартре. Сохранилось лишь несколько ранних шартрских витражей: три на западном
фасаде ("Жизнь Христа", "Древо Иессея" и "Страсти Христовы") и фрагмент еще одного в южном нефе (изображение богоматери). Размещенные в медальонах повествовательные сценки
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|