|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 259
Благодаря применению нервюрных сводов и их взаимному соответствию вся нагрузка перекрытий готической церкви концентрируется на опорных столбах. Задачей архитектора
становится их укрепление. С этой целью он подпирает наружную стену в местах, где ложится нагрузка сводов, выступающими подобно ребрам из тела здания контрфорсами. На них
опираются арки, переброшенные через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа (аркбутаны), которые, по мысли средневековых зодчих, должны поддерживать
главный свод (илл. 90).
Существуют различные суждения о том, в какой мере оправдывают себя отдельные звенья этой системы, 1 но не может быть сомнения, что в основе ее лежат более прогрессивные
конструктивные идеи, чем те, которыми руководствовались зодчие предшествующих эпох. Именно прогресс техники и конструкции сделал возможным возведение величественных сводов,
далеко превосходящих по высоте своды даже самых больших романских храмов, устранив при этом необходимость в массивных стенах и позволив занять промежутки между опорами
огромными стрельчатыми окнами. Грандиозная высота, исчезновение эмпор в боковых нефах, сравнительно небольшая толщина столбов и, наконец, обилие струящегося со всех сторон
света преобразили интерьер базилики. Он становится слитным, единым, отдельные части храма — нартекс, нефы, хор лишаются обособленности, своды, опоры, стены словно утрачивают
тяжесть. Ощущение легкости подчеркивается и декором. В архитектуре зрелой готики исчезает гладкая поверхность стены, свода или столба: пучки вертикальных тяг покрывают опоры,
создавая
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|