|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 242
стоятельное значение, как, например, в изображении ада в виде внутренности пасти Левиафана из винчестерской псалтыри Анри де Блуа (сер. XII в., Лондон, Британский музей) (илл. 86).
очертания морды чудовища напоминают своими формами инициал. Возле сомкнутых зубов стоит охраняющий вход ангел с большим ключом. А внутри извиваются и корчатся в языках
пламени сплетающиеся тела дьяволов и людей.
Такие картинки, иллюстрирующие борьбу добра и зла, были излюбленным украшением английских рукописей, в особенности широко распространенных в это время псалтырей.
Нередко к ним присоединяются и жанровые сценки, чаще всего появляющиеся в иллюстрациях календарей. Живость этих изображений, их повествовательный характер и дидактичность
роднят позд-нероманскую миниатюру Англии с искусством готики.
За исключением стран, связанных с восточнохри-стианской церковью и вовлеченных в орбиту влияния художественной культуры Византии, романский стиль подчинил себе всю Европу.
В XII веке он распространяется в северном и восточном направлениях от Франции и Германии.
На характер искусства Нидерландов, тесно связанного с искусством Франции и Германии, наложило печать раннее развитие городов. Нидерландская архитектура преимущественно
городская. Даже феодальные замки часто строятся здесь в городах. Таков, например, замок графов фландрских в Гонте (XII—XIV ее.) твердыня феодализма в центре вольнолюбивого и
богатого города. Поставленное на возвышенности,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|