|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 235
наших дней. Испанская живопись XI-XII веков выработала свой стиль фрески исполнены в графичной линейной манере, рисунок тверд и энергичен, контур подчеркнут черной линией,
краски наложены плоским пятном, цветовая гамма скупа, но обладает звучностью. Так были расписаны и соборы, и монастырские храмы, и бесчисленные маленькие церковки, рассеянные в
горах Пиренеев.
В большинстве этих росписей господствует суровый аскетический дух. Таковы фрески церквей Сан Клементе и Санта Мариа в Тауле (ок. 1123 г.), выделяющиеся высоким качеством
исполнения (илл. 84). Лица Христа, Марии, святых вытянутые, почти прямоугольные, с близко поставленными глазами и очерченным двумя резкими параллельными линиями носом полны
удивительной экспрессии, позы торжественны и величавы, жесты значительны. Рафинированная изысканность красочной гаммы придает этим росписям особую красоту, в то же время
условность цвета подчеркивает нереальность изображаемого, его принадлежность к иному миру.
Во фресках маленьких сельских храмов сильнее проявляются народные черты яркая красочность, любовь к фантастике, интерес к разнообразию лиц. Иногда в росписи романских
храмов Испании вплетаются и светские декоративные мотивы, как, например, во фресках свода нартекса церкви Сан Исидоро в Леоне (1157 1188 гг.), где в сцене "Благовещенье пастухам"
можно видеть изображения цветущих растений и резвящихся животных (столкнувшиеся лбами козлы). Сохранившиеся в Испании памятники монументальной живописи позволяют
заключить, что, несмотря
84. Христос Вседержитель. Фреска церкви Сан Клементе в Тауле
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|