|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 229
Столь же обстоятельно и живо рассказывает художник историю ослепленного в наказание за неверие язычника, исцелившегося затем благодаря заступничеству Клементе. Этот человек
изображен в момент, когда он внезапно теряет зрение,— ноги его подкашиваются, тело утрачивает равновесие, он судорожно хватается за стоящих рядом людей. Фигуры во фресках церкви
Сан Клементе подвижны и гибки, движения естественны и непринужденны.
Среди многочисленных итальянских иллюстрированных рукописей XI—XII веков наиболее своеобразны так называемые рукописи "Экзультет" ("Возрадуйтесь") (илл. 82). Их называют так
по начальному слову пасхального гимна, который сопровождал в южноитальянской литургии момент освящения огромной пасхальной свечи. Рукописи эти сохраняют старинную форму
свитка, текст перерезает множество иллюстраций, сделанных с таким расчетом, чтобы их могли разглядывать посетители храма. Для этого они помещены вверх ногами по отношению к
тексту. Разворачивая свиток по мере чтения, священник спускает его конец с кафедры, перед которой стоят прихожане. Столь же необычны, как форма рукописей, и миниатюры. Наряду с
евангельскими и ветхозаветными сценами, здесь можно видеть и чтение рукописи "Экзультет" в храме, и обряд зажигания свечи, и приготовление ее, и пчелиные ульи, откуда добывается
воск, и даже вьющихся вокруг цветов пчел. Обилие воспроизведенных с натуры мотивов придает этим миниатюрам неповторимое обаяние. Реалистические тенденции итальянского
искусства XI XII веков выступают в них особенно ярко.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|