|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 120
XI—XII века были временем господства теологии во всех областях культуры. Владея монополией на образование, церковь стремилась утвердить первенство веры и низвести на роль
"служанок богословия" основанные на опыте науки. "Христианин должен достигать понимания посредством веры, а не призывать к вере посредством понимания" — это положение
крупнейшего богослова XI века Ансельма Кентерберийского (1033 -1109 гг.) стало основой церковного учения. Давление церкви пагубно отразилось на состоянии наук. В ученых трактатах
XI—XII веков содержится обычно лишь повторение отдельных фактов и положений, почерпнутых из сочинений античных авторов, и их истолкование в духе религиозной символики. В
составленных в это время описаниях стран, в "бестиариях" (книгах о животных), "лапидариях" (книгах о камнях), сочинениях по медицине и т. п. содержатся самые фантастические сведения.
Все явления природы рассматриваются в них как воплощение божественного или дьявольского начала.
Однако стремление церкви подавить всякое развитие мысли натолкнулось на сопротивление. Конечно, в то время оно было еще робким. Представители оппозиции не могли поставить
под сомнение догматы религии, они пытались лишь по-своему толковать их. Но в этих толкованиях через формулы теологии пробивалась жажда знаний. Именно она заставила сторонников
возникшего в XI веке учения номинализма:| противопоставлять слепой вере веру, основанную на разуме. Понимать чтобы верить, таково исходное положение сочинений самого яркого из
номиналистов Пьера Абеляра (1079 — 1142 гг.). Церковь сразу
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|