|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 119
Романское искусство не выработало единой системы скульптурного декора храмов. В разных странах и областях они украшались по-разному. Богаче всего декорировался западный
фасад. Иногда рельефы располагались по всей его поверхности, иногда концентрировались вокруг порталов на архитравах, в тимпанах, на архивольтах,2 по сторонам входа. Но бывает, что
фасады церквей совсем или почти совсем лишены скульптуры. Зато почти всегда она украшает капители колонн.
По своему декору романская капитель не имеет аналогий во всей истории архитектуры. Сохраняя основную форму перевернутой усеченной пирамиды, отдаленно напоминающую
форму капители коринфского ордера, она покрыта либо орнаментальной резьбой, либо стилизованными растительными мотивами, либо — и это особенно непривычно для воспитанного
на классических ордерах глаза — изображениями животных, чудовищ или даже фигурами людей. Нередко на капителях представлены целые эпизоды священного писания, легенд о святых,
иногда литературных произведений. Вместо привычного в классических сооружениях единообразия капителей мы находим в романских зданиях множество различных их вариантов. Даже
украшая капители храма орнаментальным узором, романские мастера предпочитали каждый раз варьировать этот узор.
Программу оформления храма разрабатывали теологи, требовавшие от исполнителей не только воспроизведения тех или иных сюжетов, но и определенной их интерпретации. Чтобы
понять характер этих требований и их преломление в искусстве, необходимо иметь хотя бы общее представление о духовной культуре тогдашней Европы.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|