|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 110
опоры не только вниз, но дает и так называемый распор, то есть как бы стремится раздвинуть и опрокинуть их. Чем больше пролеты сводов, тем сильнее их распор. Самый простой способ нейтрализовать
его заключается в утолщении опор и стен. На первых порах романские архитекторы пользовались главным образом этим способом. Применяя сначала преимущественно простейший
полуцилиндрический свод, нагрузка которого равномерно распределяется по всей длине стен, они делали стены тяжелыми и массивными, лишь изредка прорезая их небольшими узкими окнами.
Но средневековые зодчие не остановились на этом. Стремясь облегчить конструкцию и более экономно использовать материал, они стали искать такие сочетания сводов, при которых их распор
взаимно уравновешивал бы друг друга. Так, например, в некоторых ранних романских церквах можно встретить нефы, перекрытые примыкающими друг к другу отрезками полуциркульных сводов,
расположенными поперечно по отношению к оси здания (центральный неф церкви Сен Филибер в Турню, Бургундии, XI в.). Более широкое применение получил другой прием: отказываясь от верхнего
света в центральном нефе, строители придавали всем нефам равную высоту, так что давление самого широкого, и следовательно, самого тяжелого свода центрального нефа подхва-
28. Церковь Нотрдам дю Пор в Клфрмонф. Разрез
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|