|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 92
иначе располагаются башни. В общем же дошедшие до нас памятники говорят о единстве стиля немецкой архитектуры конца X начала XI века. Как уже отмечалось, она близка к романским формам. Все
же одна существенная проблема романского зодчества осталась еще вне сферы внимания немецких строителей проблема каменных сводчатых перекрытий нефов.
Росписи оттоновских дворцов и церквей постигла та же судьба, что и фрески каролингского времени. Почти все они погибли. Самым значительным из сохранившихся памятников являются фрески в
церкви св. Георгия в Оберцелле на острове Рейхенау на Баденском озере, исполненные около 1000 года-'1. К сожалению, они дошли в плохом состоянии, искаженные неудачной реставрацией, но и сейчас
еще можно почувствовать грандиозность замысла и присущую отдельным сценам силу экспрессии. По сюжетам они сходны с фресками в Мюнстере — в центральном нефе изображены чудеса Христа, на
наружной поверхности западной стены "Страшный суд".
Уже самый выбор сюжетов росписей центрального нефа этой церкви говорит о влиянии раннехристианской традиции. Влияние это чувствуется и в исполнении. Так, например, в сцене "Исцеление
кровоточивой" действие развертывается на фоне архитектуры, фигуры располагаются в пространстве, формы не лишены объемности. Однако немецкому искусству X в. чужд дух эпического спокойствия,
господствующий в раннехристианских росписях. Фреска в Оберцелле создает впечатление взволнованности. Сам Христос находится в состоянии крайнего возбуждения весь он подался вперед, шея
вытянута, голова склонена набок,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|