|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 51
в негодность текст и книгу, подобен граду, уничтожающему урожай земли".
ирландской
Среди рукописных книг VII-VIII веков своеобразием и изяществом орнаментации выделяются книги, вышедшие из скрипториев французских, английских и ирландских монастырей.
Рукописи меровингской Франции почти совершенно лишены иллюстраций. Основное их украшение — так называемый изоморфи-ческий инициал, то есть заглавная буква, сделанная в виде
стилизованной фигуры птицы, рыбы или животного. Бывает, что целые строчки текста написаны буквами, составленными из маленьких изящно изогнутых рыбок и птиц. В декоре
меровингских книг широко используется символика. На их страницах мы часто встречаем излюбленные раннехристианские символы — крест, изображения голубя, рыб и т. п. Фигура
человека встречается редко и обычно тоже вплетается в орнамент. Чаще можно видеть изображение человеческой руки, хватающей букву или завиток узора. Страницы расцвечены
чистыми, светлыми красками (и. АХ. 10). Иначе украшены рукописи так называемой англо-
древних верований
в Англии, своеобразие ирландской церкви, долгое время не подчинявшейся Риму и впитавшей некоторые элементы местных дохристианских культов, обусловили особенности
художественной культуры этих стран, наиболее ярко проявившиеся в миниатюре.
Если меровингские росетки, звери, птицы нередко вызывают в памяти восточные декоративные мотивы, то орнаменты англо-ирландских рукописей отмечены печатью северного
происхождения. Здесь преобладают плетения, аналогичные тем, которые украшают найден
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|