|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 37
необычность происходящего подавляли зрителя, вызывая в нем чувство собственного ничтожества, заставляя поверить в сверхъестественность раскрывшегося перед его глазами зрелища.
Памятники скульптуры, связанной с раннехристианским культом, немногочисленны. Боязнь религиозных изображений, сказавшаяся отчасти и на развитии живописи, в еще большей
мере отразилась на судьбах скульптуры, ибо опасность подражания статуям языческих богов была особенно велика. Поэтому статуарные религиозные изображения являются в этот период
величайшей редкостью. В декоре храмов скульптура отсутствовала совершенно. Она допускалась лишь для украшения мелкой церковной утвари, епископских тронов, саркофагов.
По характеру исполнения христианские рельефы и круглая пластика являются частью позднеантич-ного искусства. По тематике они сходны с христианской живописью. Так, например,
в рельефах ранних саркофагов (III в.) чаще всего можно видеть мотивы плетения виноградной лозы, изображения Доброго пастыря или встречающихся в росписях катакомб сюжетов
(например, история Ионы на саркофаге Латеран-ского музея). В IV веке в них появляется занимающий центральное место образ Христа учителя, законодателя, повелителя мира.
Наконец, в IV веке рождается еще один вид искусства, связанного с новой религией, книжная иллюстрация, развитие которой было обусловлено исключительной ролью книги в
христианском богослужении.
Появление христианской книги совпало с реформой античной рукописи. Во II IV веках н. э. на сме
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|