|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Ц.Г. Нессельштраус
искусство ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 31
без религиозных изображений. Правда, в некоторых ранних храмах, как и в катакомбах, преобладала символика и отсутствовали изображения Христа. Таковы, например, мозаики церкви Санта Констанца
в Риме, где купол и своды украшены плетениями виноградной лозы и сценами сбора винограда, приготовления вина, рыбной ловли.11 Однако символика катакомб вскоре была вытеснена изображениями
Христа и христианских сюжетов. В период, когда начались массовые крещения, церковь не хотела отказываться от такого действенного средства пропаганды новой религии, как искусство. В IV веке
происходят горячие споры между сторонниками и противниками религиозных изображений. Первые одерживают верх. Обосновывая необходимость создания в храмах живописных циклов на сюжеты
священного писания и житий святых, они ссылаются на доступность языка искусства.
Уже в IV веке на сводах церковных абсид появляется величественная фигура Христа — повелителя мира, Христа — учителя. Восседая на троне с поднятой в благословляющем жесте правой рукой и с
книгой священного писания в левой, он предстает в окружении апостолов и евангелистов или в сопровождении ангелов и святых, среди которых можно иногда видеть и заказчиков с моделью храма. Без
сомнения, образцом для подобных мозаик послужили дворцовые росписи того времени с изображением императоров в кругу придворных.
Наиболее ранним из дошедших до нас памятников этого рода является мозаика абсиды церкви Санта Пуденциана в Риме (кон. IV — нач. V в.), где сидящий на троне Христос и расположившиеся во
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|