|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Эпосы, легенды и сказания
Немецкие шванки и народные книги XVI
века
стр. 34
зови ко мне одного святого Вита, ибо я принес ему деньги и этого петуха». — «Дружище, — ответил
привратник, — если ты хочешь к святому Виту, тебе следует подняться повыше в гору, здесь ты его
не найдешь». — «Как это так? — удивился паломник, — все святые здесь, и только одного святого
Вита выдворили? Как это может быть?» Привратник подумал, что паломник издевается над ним,
рассердился и сказал: «Ты слышишь, что я тебе говорю? Святому Виту нечего делать в нашем
монастыре; наши патроны — все святые». На это паломник ответил: «Возьми себе всех святых, а мне
оставь святого Вита». С этими словами он и отправился восвояси.
Когда он воротился к своему крестьянину, тот принял его приветливо и осведомился, выполнил
ли он то, за что брался. Паломник ответил: «Да». — «А где у тебя рисованная грамотка в
подтверждение?» Паломник подумал немного и сказал: «Я поднялся на гору в церковь к святому
Виту, но не застал святого Вита дома; он был внизу в Обители всех святых, так что я спустился в
обитель и попросил вызвать мне святого Вита; так я выполнил поручение, преподнес ему даяние. Он
взял, петуха подарил мне, а тебе пожелал всего доброго. Что же касается грамотки, то он не мог мне
ее дать: все они остались на горе». Добрый простодушный крестьянин поверил, расплатился с
паломником по условию и отпустил его. Добрый паломник остался доволен, выиграв одной картой
три козыря.
Отсюда можно сделать три вывода. Во-первых, сколь велико мирское простодушие; ибо, как
только нападет хворь или горе, многие сбиваются с прямого, истинного проторенного пути, не
утруждая себя помышлением о Спасителе нашем Христе, предпочитая взывать к тому или другому
святому, хотя Христос в главе 10 Евангелия от Иоанна говорит без обиняков отчетливыми словами:
«О чем вы попросите Отца во имя Мое, то и сделает Он вам». А значит: «Я есмь путь, жизнь и истина,
никто не приходит к Отцу иначе как через Меня». И в другом месте говорит Он, от Матфея, 11:
«Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас». Во-вторых, нельзя не
подивиться, сколь простодушен мир, когда кое-кто полагает, что может давать обеты, не выполняя их
сам, а поручая выполнить их другому; нередко ведь случается одному нанять другого, чтобы другой
прочел за него стольною молитв, постился или совершал паломничество. Только таким способом ни
от чего не отделаешься; иначе Адам оправдался бы в раю, съев яблоко и сказав: «Жена мне дала его,
вот я и съел». А жена точно так же сослалась бы на змия. Однако отговорки не помогли, и каждому
пришлось нести свое бремя. В-третьих, происходит немалое злоупотребление даяниями. Приносят их
то здесь, то там в богатые обители Божьи, а именно отменных, жирных кур, петухов и каплунов, а
кому они достаются, Бог ведает, ибо не резные же или рисованные святые едят их. При этом не
слишком ли мало мы думаем о живых святых, на которых стоило бы поглядеть. А им частенько
приходится терпеть великий голод, нужду и болезни, о чем говорит Христос, от Матфея, 23: «Что вы
сотворите единому сих братьев моих меньших, мне сотворите». Посему направляйте свои
паломничества и даяния к живым святым. Сказанного достаточно.
2
О ТОМ, КАК НЕКТО, ТЕРПЯ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ, ПОСУЛИЛ СВЯТОМУ ХРИСТОФОРУ
БОЛЬШУЮ ВОСКОВУЮ СВЕЧУ
Достопочтенный, достохвальный, приснопамятный Эразм Роттердамский в одной из своих
бесед описал, а также превознес ужасное кораблекрушение, так что поистине жуть берет, когда
читаешь или слушаешь сие описание. Рассказывает он и о терпевших кораблекрушение или непогоду,
среди коих упоминает и некоего по роду своих занятий, вероятно, купца.
Когда оный купец внял изрядным воплям и мольбам своих спутников: один взывал к святому
Макову, вверяясь ему, другой — к святому Николаю, третий — к святой Катерине Сиенской, -лишь
немногие обращались к праведному мореплавателю, способному мгновенно заклясть ветер и море, —
словом, терпя великое бедствие, каждый выискивал себе своего особливого святого. Так что, узрев,
как сбрасывают с корабля всяческие грузы, как мачты ломаются, паруса рвутся, корабельщики
отчаиваются и каждый подбирает себе бревно или доску, дабы предаться жестокому, бушующему
морю, наш добряк тоже начал взывать громким голосом: «О ты, святой Христофор, помоги при сем
кораблекрушении, дабы выбраться мне на сушу. За это обещаю поставить тебе восковую свечу
величиной с твое изваяние в Париже в Высокой Церкви». Сей возглас повторил он неоднократно.
Наконец, один из его спутников молвил: «Не чрезмерны ли твои обеты, любезный друг?
Поистине, если бы все твои друзья и родичи пожертвовали бы всё, что они имеют, и тогда, пожалуй,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|