|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Эпосы, легенды и сказания
Немецкие шванки и народные книги XVI
века
стр. 24
пора возвращаться в родной город, был он уже широко известен и слава о нем была самая добрая. И
вышло так, что отец его занемог. Сын пожаловал к нему и принес снадобье, и через несколько дней
отец полностью поправился. А чуть спустя заболела и мачеха — да тою же самою хворью, которую
только что перенес и превозмог ее муж. Отец кликнул сына-доктора и попросил вылечить больную:
ведь врачевать эту немочь он, как доказано, вполне умел. Доктор же ответил: «Отец, я, думается, не
смогу ей помочь, потому что снадобье, прописанное тебе, ты принял с легким сердцем, в полной
уверенности, что я не дам тебе ничего ненужного или тем паче вредного, доверие ко мне помогло тебе
больше, чем само лекарство. А мачеха мне не доверяет. Напротив, ей кажется, что я хочу ей
навредить, поэтому и лекарство ей не поможет». То есть: доверие больного к врачу есть главное
условие для выздоровления.
51
У одного господина служила стряпуха, ужасная обжора и лакомка. И вот однажды, в
воскресенье, он пригласил доброго друга на обед и велел ей: «Приготовь-ка хороший обед, и первое и
второе, — я пригласил друга». Стряпуха поступила как приказано, но от обеда, приготовленного ею,
пахло так вкусно, что она не удержалась и съела его — и первое и второе. Гость пришел в дом, и
попал прямо на кухню, и спросил: «А где хозяин?» Стряпуха ответила: «Разве вы его еще не видели?
Он точит нож и собирается отрезать вам оба уха. Восемь дней назад он уже обошелся с одним гостем
точно так же». Услышав такое, гость бросился бежать. А тут на кухню пришел хозяин и спрашивает:
«Где обед?» Стряпуха в ответ: «Ваш гость схватил его — и первое и второе — и бросился бежать.
Гляньте на улицу, вон он петляет». Хозяин схватил кухонный нож и бросился вдогонку за мнимым
вором. И закричал ему вслед: «Отдай хоть второе!» Но гость припустил еще быстрее и откликнулся
на бегу: «Не получишь и первого!» Хозяин имел в виду блюда. Гость же полагал, что речь идет о его
ушах. Так они стряпуху на чистую воду и не вывели, что свидетельствует о женской хитрости.
52
Жил некогда в городе Сиракузы могущественный господин по имени Дионисий, и был он
тираном и довел до полного разорения множество народу, в том числе и философа Диогена, который
отваживался говорить тирану чистую правду. И вот однажды мыл Диоген в ручье какую-то жалкую
травку, собираясь ею позавтракать и спастись тем самым от голодной смерти, и застал его за этим
занятием слуга Дионисия и сказал: «Если бы ты вел себя так, как угодно моему господину, тебе не
пришлось бы питаться какою-то жалкой травкой, ты бы вкушал блюда куда более лакомые». Диоген
ответствовал: «Если ешь жалкую травку, приобретаешь право не прислуживать Дионисию и не
льстить ему». И это сущая правда: ибо при княжеских дворах приходится постоянно угождать и
льстить князю, чтобы тебя накормили и напоили, и, будь ты хоть трижды прав, признавать во всем
княжескую правоту. Похвалит кого-нибудь князь — изволь поддакнуть, побранит -согласись и тут; а
все льстецы, подпевалы и лизоблюды суть людишки самые ничтожные и мерзкие, да и неудачливые
вдобавок: они носят воду на двух плечах без коромысла, точат чужие ножницы, сидят на двух
стульях, скачут в двух седлах сразу, служат двум господам и не любы ни одному из них, не говоря уж
о третьем.
53
Один горожанин нанял сыну учителя, чтобы тот обучил его изящным искусствам, доброй
морали и благородному повелению. Год или два спустя он осведомился об успехах сына. Учитель
сказал, что успехи отличные. И отец спросил: «А в карты он играет?» Учитель говорит: играет, «Что
ж, это не вредно, — сказал отец, — это ему в жизни пригодится. А по бабам он ходит?» Учитель
говорит: ходит. Отец в ответ: «Оно и неплохо, пусть погрешит, а потом, глядишь, из него выйдет что-
нибудь путное. А лгать ему случается?» Учитель говорит: «Да от него ни единого слова правды еще
никто не слышал». — «Вот это плохо, — сказал отец, — теперь я вижу, что на него нечего надеяться,
потому как ложь — это такой порок, который с годами только усиливается, тогда как другие слабеют
и постепенно сходят на нет. Поэтому ложь особенно позорная штука». И впрямь: для человека нет
ничего большего, нежели вера; если теряешь ее, то теряешь и самого себя. Есть и пословица: кто
лжет, тот и тащит. И еще: распутство, ложь и воровство одно имеют естество. Хотя кое-кто в этом
сомневается, потому что вовсе не обязательно совершать все мыслимые злодейства сразу, чтобы
прослыть злодеем, вполне довольно и одного.
54
Жил-был один женатый рыцарь, и супруге его страшно хотелось узнать, о чем говорят муж
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|