|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Эпосы, легенды и сказания
Немецкие шванки и народные книги XVI
века
стр. 17
кроватей было мало, и пришлось им лечь по двое. И тот, с кем довелось разделить ложе барышнику,
сказал ему: «Знаешь, приятель, я мастер играть в мяч, а ночью мне, бывает, снится, что я по нему
луплю. Поэтому ежели я тебе ночью залеплю
по носу, ты уж не взыщи, потому как будет это во сне и невзначай». Барышник ответил ему:
«Мне приходится иметь дело с норовистыми лошадками, и ежели мне приснится, что я объезжаю
одну из них и даю ей шпор, то не взыщи и сам». И с этими словами встал, как будто собрался до
ветру, и привязал к ногам шпоры. И когда в полночь любитель игры в мяч начал лупить по
барышнику, как по мячу, тот в ответ заскакал и исколол шпорами своего напарника в спину и в бедра
до крови. Так подтвердилось сказанное Давидом. Сказано же было: не след травить лису лисами.
23
Сидели две женщины в доме у ткача и обе пряли. Одна была богата, другая бедна, и заспорили
они об одном мотке пряжи: каждая утверждала, что он принадлежит ей. И пришли они с этим к судье,
и каждая обвиняла другую. Судья решил доискаться истины. Он отозвал в сторонку богатую и
спросил: «А на что ты намотала пряжу?» — «На белый платочек». Отозвал бедную и спросил ее о том
же. «На маленький камушек». И повелел судья размотать пряжу — и выяснилось, что бедная
женщина говорила правду, потому что пряжа была намотана на камушек. Так вот должен каждый
судья искать истину со всемерным прилежанием, а не уклоняться от дела, как поступают многие
судьи, обращающие внимание на содеявшего, а не на содеянное. Потому-то встарь и завязывали
судьям глаза, чтобы они не смотрели, а слушали.
24
Случай этот произошел, как утверждают честные люди, в году от Рождества Христова тысяча
пятьсот шестом. Ехал во Франкфурт на ярмарку один купец, и выпал у него из седла кошель, в
котором было восемьсот гульденов. А по дороге шел плотник — и нашел кошель, и подобрал его, и
понес к себе домой. Придя же домой, открыл кошель, увидел, что там лежит, и решил его пока
припрятать на случай, если кто-нибудь станет
искать. А на следующее воскресенье священник той деревеньки, где жил плотник, провозгласил
с амвона: потеряны восемьсот гульденов, и нашедшему их обещана награда в сто гульденов, ежели он
их вернет. А плотник в тот день не ходил в церковь и услышал об этом от жены за завтраком. «Ах, —
воскликнула она, — вот найти бы нам этот кошель, тогда б и сто гульденов нам достались!» Муж
ответил ей: «Ступай, жена, наверх, в нашу спальню, там, под скамьей у стола, на каменной
приступочке, найдешь кожаный кошель, вот и тащи его сюда». Жена так и сделала. Плотник открыл
кошель — и было там восемьсот гульденов, как и сказал священник. И пошел он к священнику и
спросил, верно ли ему передали, что нашедшему деньги дадут в награду сто гульденов. Священник
говорит: «Верно». — «Новика купца, — воскликнул плотник, — деньги у меня!» Купец обрадовался,
прослышав о находке, и поспешил к ним. Пересчитав деньги, он кинул пять гульденов плотнику и
сказал: «Вот тебе пять гульденов от меня в подарок, а сто ты уже взял без спросу сам, потому что в
кошеле было ровно девятьсот гульденов». Плотник ответил: «Я не таков, ни единого гульдена я не
взял, не то что сотни, я человек верующий». А раз пошел такой спор, то решать его пришлось в суде.
Заседали несколько дней, и к часу объявления приговора собралось множество народу, всем хотелось
услышать, как решится дело. И спросили купца, правду ли говорит он и может ли присягнуть, что
потерял ровно девятьсот гульденов. И купец говорит: «Да». И велит ему судья: «Подними руку и
присягни». И купец присягнул. А потом спросили у плотника, может ли он присягнуть, что нашел не
больше восьмисот гульденов. И плотник тоже сказал «да» и присягнул. И решил судья, что правы оба,
— и купец, потерявший девятьсот гульденов, и плотник, нашедший восемьсот. А раз так, то надобно
купцу поискать человека, нашедшего девятьсот гульденов, кошель-то, видать, выходит, не его, раз он
не смог назвать верную сумму, и плотник вправе распоряжаться находкой по своему усмотрению,
пока не объявится тот, кто потерял как раз восемьсот. И всем пришелся по сердцу такой приговор, и
был он справедлив, потому что зло наказало само себя, и подтвердилась присказка: «Кто много хочет,
тот мало получит».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|