|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Эпосы, легенды и сказания
Немецкие шванки и народные книги XVI
века
стр. 15
другого в щедрости. А дело обстояло совсем иначе: подаренное впервые добровольно он записывал,
чтобы впредь требовать не меньшего постоянно и без всякого повода, для чего им этот список и
велся. И приказал наместник своим челядинцам и кнехтам рыскать по округе и требовать с каждого
согласно списку. Но вот однажды он заболел — и заболел болезнью богатых людей, хотя она,
случается, не щадит и бедных, — он заболел подагрою, и не мог больше сделать ни шагу, и возлег на
ложе в зале, и развели перед ним огонь в камине, как принято в странах, где не кладут печей.
И был у него шут, большой забавник и выдумщик, изрядно потешавший своего господина. И
однажды, когда никого не оказалось поблизости, огонь же пылал вовсю, принялся шут играть с огнем,
подкладывать солому и хворост и в конце концов поджег хозяйское ложе. Наместник закричал
дурным голосом и начал увещевать шута: «Дурак, погаси огонь! Или ты хочешь сжечь меня живьем?»
А дурак заупрямился и ответил: «Не погашу». — «Да почему ж не погасишь?» И шут ответил:
«Потому что, коли я его сейчас погашу, ты возьмешь это за правило, и завтра мне придется опять
гасить его, и послезавтра тоже. Так ведь и говорят твои разнесчастные подданные: единожды дав
тебе, даешь затем опять и опять». Пламя охватило между тем все ложе, и наместник сгорел живьем.
Ибо за каждый грех будет нам воздаяние (Книга премудростей, 11). Господь избрал шута орудьем
отмщенья, не зря же рек Сенека в послании святому Павлу, что Бог говорит порой и устами дурака.
Так было и тут, шут обличил господина в дурном пристрастии, что обрекло его пламени земному и
пламени вечному.
16
Жил некогда один дворянин, держал он сокола для охоты и не мог на него нарадоваться. В
дружеской компании за столом расписывал он без устали достоинства
замечательной птицы. Но однажды, когда ему случилось быть в отъезде, шут схватил сокола,
изжарил и съел. И когда хозяин вернулся, еще и попрекнул его: «Эдак ты меня обманул! Ты говорил,
что эта птица на диво хороша, а я изжарил ее и съел — и вовсе-то она не хороша, мясо жесткое и т.
п.». Что означает: истинные лакомки до диковин.
17
Пригласил один дворянин на обед своего духовного отца, состоявшего в монашеском ордене.
Сели они за стол и вкусили яств, дворянин, и жена его, и оба сына, и обе дочери. Тут подали жаркое
из дичи — не то рябчика, не то каплуна или нечто в таком же роде. Хозяин положил каплуна на
тарелку перед священником и попросил разделить его на всех. Священник отодвинул тарелку,
промолвив: «Я этого не умею. Да и откуда мне было научиться разделывать дичь?» Хозяин же вновь
придвинул к нему тарелку и попросил разделить птицу по своему разумению. Монах ответил на это:
«Если уж я должен его разделить на всех, то разделю его так, как заповедано в Священном писании».
Жена хозяина поддакнула: «Такте, святой отец, разделите, как заповедано в Писании». Монах отрезал
каплуну голову и положил на тарелку хозяина. Затем отрезал шею и положил на тарелку хозяйке.
Отрезал крылышки и положил перед барышнями. Отрезал ножки и положил перед хозяйскими
сыновьями. А все, что осталось, съел сам и ни с кем не поделился. Когда с каплуном было покончено,
хозяин спросил: «Отец исповедник, где написано, что каплуна надо делить именно так?» Монах же
ответил: «Так, сын мой, написано у меня в мозгу. Вы в своем доме глава, и поэтому вам досталась
голова птицы. Милостивая государыня ближайший к вам человек и получила поэтому ближайшую к
голове часть, сиречь шею. Барышням же подобают крылышки, потому что они постоянно парят то в
мечтах, то в тревогах о будущем муже: что это окажется за человек да что за приданое за ними дадут,
— поэтому крылышки им в самый раз. Юношам же достались ножки, потому что на них, то бишь на
юношах, стоит весь ваш род, как на ножках стоит каплун. Потому-то им и достались ножки. Ну а то,
что осталось, это уже не птица, а так, не пойми что — без головы, без шеи, без крылышек и без ножек.
А у монаха капюшон, как клюв, сзади на туловище, потому-то мне и досталось туловище».
18
Рыцарь взял в плен сына одного достопочтенного горожанина, привез его в замок и заточил в
башне. Протомившись некоторое время в заточении, молодой человек попросил о свидании с
рыцарем, передав, что имеет сообщить ему нечто важное. Рыцарь проведал пленника, и тот начал:
«Милостивый господин, я томлюсь в башне, от чего ни мне, ни вам нет никакого прока, а родные мои
все не шлют сто гульденов причитающегося за меня выкупа. Будьте милосердны, отпустите меня
домой, а через два месяца я ворочусь и привезу деньги как добрый христианин». Хозяин спросил: «А
кто поручится за тебя?» — «Нет у меня никого и ничего, — ответил пленник, — но я
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|