|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Эпосы, легенды и сказания
Немецкие шванки и народные книги XVI
века
стр. 9
Спаситель»6. Фауст похвалялся умением излечивать все самые тяжкие болезни, а однажды он даже
утверждал, что именно ему император Карл V обязан своими победами в Италии.
Легковерная толпа верила Фаусту и, видимо, рукоплескала ему. Правда, иные критически
настроенные люди, в их числе ученые-гуманисты, например врач Филипп Бегарди, не без основания
считали его шарлатаном и проходимцем.
И все же память о докторе Фаусте надолго сохранилась в Германии. В 1564 году Ганс Сакс
посвятил ему одно из своих стихотворений («О том, как по желанию императора Максимилиана I
чернокнижник Фауст вызвал из царства мертвых троянского витязя Гектора, Елену Прекрасную и
недавно умершую жену императора Марию»).
Наконец, на исходе XVI века появилась обстоятельная биография Фауста в виде народной
книги под заглавием «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике,
напечатана во Франкфурте-на-Майне Иоганном Шписом» (1587). В книгу были вплетены эпизоды,
приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др.).
Источником книги, помимо устных сказаний, послужили также современные сочинения по ведовству
и «тайным знаниям».
Автор народной книги придает Фаусту черты неугомонного искателя истины, сближая его с
титанами эпохи Возрождения. По словам автора, Фауст «окрылился как орел, захотел постигнуть все
глубины неба и земли».
Вместе с тем, будучи глубоко верующим христианином, автор книги видит в порыве Фауста,
который ради великого знания продал свою душу дьяволу, проявления греховной гордыни. Он даже
замечает по этому поводу: «... и это отступничество его есть не что иное, как его высокомерная
гордыня, отчаяние, дерзость и смелость, как у тех великанов, о которых пишут поэты, что они гору на
гору громоздили и хотели с богом сразиться, или у злого ангела, который ополчился против бога, и за
это, за его гордыню и высокомерие, прогнал его господь. Ибо кто дерзает подняться высоко, тот и
падет с высоты».
И все же любознательность Фауста, образующая основу многочисленных эпизодов книги,
придает ей своеобразный и даже, можно сказать, живописный размах. Фауст заставляет беса Ме-
фостофиля рассказывать ему о явлениях природы, о небесных силах, о падении ангелов, о
преисподней, а также о том, как был создан мир и человек. Когда же Мефостофиль, вопреки
церковному учению, стал утверждать, что «мир никогда не рождался и никогда не умрет» (гл. 22), то
автор книги счел необходимым вмешаться в разговор и решительно заявил: «Дьявол, ты лжешь,
божье слово учит иначе». Конечно, искать у нечистой силы истину в ее глубоком выражении было по
меньшей мере наивно.
Зато с помощью Мефостофиля любознательному Фаусту удалось посетить множество
замечательных городов как Запада, так и Востока. Он увидел Париж, Неаполь, Венецию, украшенную
просторными домами, высокими башнями, красивыми храмами, «и все это построено и высится
прямо из воды». Не мог Фауст, конечно, миновать и Рима, воздвигнутого на семи холмах. Обратил он
внимание на Ватикан, собор святого Петра и папский дворец, окруженный прекрасным парком, и на
Латеранскую церковь, в которой много реликвий и священных предметов: «Это, без сомнения, одна
из самых богатых и знаменитых церквей во всем мире». Увидел Фауст также много языческих
брошенных храмов, много колонн и арок и т. д.
Появление Фауста в папской резиденции предоставило лютеранскому автору народной книги
легкую возможность поиздеваться над главой римской католической церкви. Фауста поражает обилие
всяческих яств, подносимых папе, множество придворных лизоблюдов, окружающих святого отца;
увидел здесь Фауст и пороки, свойственные католическому клиру, как-то: «.высокомерие, чванство,
гордыню и дерзость, обжорство, распутство, прелюбодеяние и все безбожное естество папы и его
прихлебателей, и он воскликнул: «Мнилось мне, что я стал свиньей или скотом дьявольским, однако
этот даст мне очко вперед. Эти свиньи откормились в Риме, и пора им на убой». Став невидимым,
доктор Фауст в течение ряда дней подтрунивает над папой, издевается над ним.
На Риме, однако, не заканчивается путешествие знаменитого чернокнижника. За Вечным
городом следовали другие города Италии, Германии, Швейцарки, Богемии, Польши, Турции и
Легенда о докторе Фаусте. Изд. подготовил В. М. Жирмунский. М., Наука, 1978, с. 9.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|