|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Эпосы, легенды и сказания
Немецкие шванки и народные книги XVI
века
стр. 7
«Фортунат» относится к числу наиболее популярных и самобытных народных книг. Есть
основания полагать, что автором «Фортуната» был аугсбургский бюргер, может быть, местный
хронист Буркхардт Цинк, проявлявший несомненный интерес к городской среде и занятиям горожан.
Ему доставляет удовольствие называть все новые города и земли, по которым странствуют его герои,
он не упускает случая упомянуть о купеческих сделках и полезных ремеслах. Ведь город Аугсбург в
XV-XVI веках принадлежал к числу наиболее развитых в экономическом и культурном отношении
городов Германии. Он поддерживал оживленные отношения со многими странами и городами как
Запада, так и Востока. В связи с этим вполне понятны многочисленные восточные мотивы
«Фортуната». Автор склонен к точным житейским зарисовкам, к верным бытовым деталям.
Герои средневековых рыцарских романов также постоянно странствовали. Только в погоне за
рыцарскими подвигами они не останавливались на географических и этнографических деталях своих
странствий. Легендарное царство короля Артура, по которому они передвигались, не имело реальных
границ и точных временных признаков. И уж конечно среди дорожного скарба странствующего
рыцаря мы не нашли бы записную книжку, дважды упоминаемую автором «Фортуна-та», в которую
его любознательный герой аккуратно записывал «всех королей и герцогов», через земли которых он
проезжал.
Интерес широких читательских кругов к земным реалиям, к многообразному земному миру был
характерен именно для эпохи Возрождения. Особенно понятен он в книге, возникшей в вольном
городе Аугсбурге, который в XV-XVI веках был одним из самых развитых торгово-промышленных и
культурных центров Германии.
Не без осуждения относится автор «Фортуната» к феодальной знати, способной ради своих
эгоистических интересов обидеть и даже загубить незнатного человека (лесной граф, принцесса
Агриппина, графы Теодор Английский и граф Лимози с Кипра).
При всем своем сказочном обрамлении «Фортунат» довольно точно воссоздает очертания
вполне реального мира — мира стяжательства, погони за богатством, всего того, что сопутствовало
быстрому подъему немецких городов XV-XVI веков. В круговорот сребролюбия вовлечены бюргеры
и дворяне, клирики и короли. Даже любовь, столь превозносимая в рыцарской литературе как
высокое, неземное чувство, сопрягается в книге о Фортунате с меркантильным расчетом.
Отношение к богатству, к золоту не было в романе однолинейным. Золото способно украсить
жизнь, оно отправляет купцов в далекие плавания, расширяет границы известного мира. Но оно же
способно пробудить в человеке темные инстинкты, сделать его грабителем и убийцей. Выразительны
вплетенные в роман кровавые «уголовные новеллы»: например, «как злодей Андреян убил дворянина,
бросил его тело в выгребную яму и бежал прочь». За это убийство расплачиваются жизнью многие
невинные люди. Фортунат попадает в руки алчного и жестокого графа, который подвергает его
мучительным пыткам. Корысть доводит до гибели хозяина гостиницы, грабившего постояльцев.
Корысть толкает принцессу Агриппину на бесчестные поступки. Ослепленные корыстью, граф
Теодор и граф фон Лимози отнимают жизнь у Андолозия, изобретательного сына Фортуната, и в
конце концов сами попадают на плаху. Не раз Фортунат сетует по поводу своего рокового выбора.
По своему составу книга о Фортунате многообразна и многоцветна, сказочные эпизоды
переплетаются в ней с точными реальными описаниями; рыцарские турниры и пиршества уступают
место мрачным преступлениям, совершенным из алчности. Книга не только увлекала читателя, но и
содержала обличительные и нравоучительные тенденции, благодаря чему имела большой успех у
широких читательских слоев и выдержала в XVI веке восемнадцать изданий. В начале XIX века ее
заново открыли для себя немецкие романтики (Л. Тик, В. Гауф, А. Шамиссо, Л. Уланд),
использовавшие ее в своем собственном творчестве.
Широкую известность приобрели также народные книги шуточного или шуточно-
обличительного содержания, близкие к площадным шванкам, вобравшим в себя черты карнавального
озорства. Их возглавляла книга об изобретательном подмастерье Тиле Уленшпигеле (или, в немецком
варианте, Эйленшпигеле) (Страсбург, 1515), всегда готовом сделать какую-нибудь неприятность
скупому и бессердечному хозяину, выжимающему трудовой пот из беззащитного труженика, Об этих
книгах Фридрих Энгельс писал с большой похвалой: «У немногих народов можно встретить такую
коллекцию. Это остроумие, эта естественность замысла и исполнения, добродушный юмор, всегда
сопровождающий едкую насмешку, чтобы она не стала
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|