|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Эпосы, легенды и сказания
Немецкие шванки и народные книги XVI
века
стр. 6
горячую любовь принцессы Ангелины и простолюдина Лейфрида, которая завершается, вопреки
сословным предрассудкам и ограничениям, по воле автора счастливым браком. Памятным знаком
любви молодых людей является золотая нить, которую пылкий Лейфрид вложил в рану под сердцем и
носил в течение ряда лет и по которой Ангелина узнает в тяжело больном юноше, лишившемся
сознания, своего дорогого возлюбленного.
В последующих своих романах Вихрам патетически воспевает бюргерские добродетели,
торжествующие над предрассудками и пороками феодального мира. Так, в «Зерцало юности» (1554)
недостойному рыцарскому сыну, который низко падает и даже на время становится свинопасом,
противопоставлен образцовый юноша бюргер, достигающий вершин славы и счастия. Идеальный
образ, воплощавший бюргерские совершенства, намечен Викрамом и в его последней книге «О
добрых и злых соседях» (1556). Герои Викрама изливают свои чувства в галантных письмах и
монологах. Их украшенная речь далека от натуральной речи героев шванков, пересыпанной крепкими
выражениями и забористыми словечками, пословицами и поговорками.
Заметным явлением немецкой прозы эпохи Возрождения были и так называемые «народные
книги» XV-XVI веков, появлявшиеся в печати без указания автора. Подчас они были как бы
скомпонованы из различных шванков. Их было множество, они были весьма разнообразны по своему
содержанию и неравноценны по художественным достоинствам. Обращенные к широкому читателю
и весьма популярные в демократических кругах, не все они были собственно народными по своей
социальной природе. Встречались среди них книги, представлявшие собой обработку средневековых
рыцарских сказаний о высокой благородной любви («Прекрасная Магелона» и др.). Это были
трогательные красочные истории, привлекавшие наивного читателя своим романтическим пафосом.
Молодой Фридрих Энгельс в статье «Немецкие народные книги», которую он опубликовал в
1839 году в гамбургской газете «Немецкий телеграф», издававшейся Карлом Гуцковом, дал очень
яркую характеристику этим книгам. И в начале XIX века почти все они пользовались в Германии
значительной известностью. Ими увлекались немецкие романтики (И. Гёррес, Л. Тик и др.), введшие
их в обиход европейской культуры. По мнению Энгельса, старинные народные книги еще не утратили
своего значения. «Народная книга призвана развлечь крестьянина, — пишет автор статьи, — когда он,
утомленный, возвращается вечером со своей тяжелой работы, позабавить его, оживить, заставить его
позабыть свой тягостный труд, превратить его каменистое поле в благоухающий сад; она призвана
обратить мастерскую ремесленника и жалкий чердак измученного ученика в мир поэзии, в золотой
дворец, а его дюжую красотку представить в виде прекрасной принцессы; но она также призвана,
наряду с библией, прояснить его нравственные чувства, заставить его осознать свою силу, свое право,
свою свободу, пробудить его мужество, его любовь к отечеству»3.
Наряду с любовными повестями, испытующими чистоту человеческих чувств и облеченными в
нарядные сказочные одежды, среди народных книг встречаются и произведения, примыкающие к
занимательному бюргерскому роману. Они выдвигают на первый план те или иные нравственные
проблемы, которые волновали людей того бурного времени. Таким романом, по сути, является
народная книга о Форту-нате и его сыновьях (1509), повествующая о драматической судьбе горожан с
острова Кипр, ставших жертвой сребролюбия.
Однажды герой книги молодой Фортунат в дремучем лесу встречает Деву Повелительницу
счастья, которая предлагает ему выбрать один из шести даров, способных привлечь человека. Это —
мудрость, богатство, сила, здоровье, красота и долголетие. Фортунат, удрученный бедностью,
выбирает богатство, но этот выбор оказался для него роковым. Тема алчности проходит через всю
книгу, оставляя за собой мрачный след. Ради корысти люди идут на подлость, на преступление. В
книге много выразительных бытовых эпизодов, иногда как бы заимствованных из уголовной хроники.
Завершают книгу назидательные слова автора: «Поэтому всякий, кому предоставят подобный выбор,
не раздумывай долго и следуй разуму, а не своей дерзкой и прихотливой душе и выбери вместо
богатства мудрость, как и совершил Соломон, благодаря чему стал он богатейшим королем на свете.
Но должно полагать, Дева счастья, представляющая такой выбор и давшая Фортунату кошель,
изгнана из наших земель и в этом мире ее больше не найти».
Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 41, с. 11.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|