|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Эпосы, легенды и сказания
Немецкие шванки и народные книги XVI
века
стр. 3
Б. Пуришев. Немецкие прозаические шванки и народные книги эпохи
Возрождения
С конца XV века Германия, наряду с другими европейскими странами, вступила в ту «великую
эпоху», которую, по словам Ф. Энгельса, немцы называют «Реформацией, французы — Ренессансом,
а итальянцы — Чинквеченто1 и содержание которой не исчерпывается ни одним из этих
наименований»2. Подошло время большего духовного подъема, который был прежде всего
обусловлен быстрым ростом немецких городов, а также могучим размахом освободительного
антифеодального движения, захватившего Германию в первые десятилетия XVI века (Реформация и
Великая крестьянская война). И хотя революция в Германии окончилась неудачей, в значительной
мере благодаря нерешительности бюргерства, а также разобщенности всех оппозиционных сил, она
все же до основания всколыхнула страну, поставив перед немецким обществом ряд важнейших
политических, социальных и идеологических задач.
XVI век занимает выдающееся место в истории немецкой литературы. Освободительное
движение начала века в Германии наложило глубокий отпечаток на всю культуру XVI века. Не
следует забывать, что хотя бы в эстетической сфере немецкому третьему сословию удалось
восторжествовать над феодально-рыцарскими кругами, которые были почти полностью вытеснены с
литературной арены. На развалинах рыцарской литературы утвердилась литература бюргер-ско-
демократическая, которая в своих наиболее значительных проявлениях подготовила последующее
развитие литературы, в частности реализма.
Прозаические шванки и народные книги ярко представляют новую немецкую прозу XVI века.
Если художественная проза Италии в эпоху Возрождения нашла себя в жанре новеллы, вскоре прочно
утвердившейся в литературе других европейских народов, то Германия в XV—XVI веках с ее более
консервативным бюргерским сознанием продолжала сохранять склонность к литературным жанрам, в
той или иной мере связанным с традициями позднего средневековья. К числу этих жанров можно
отнести назидательные «приклады» (exempeln), использовавшиеся церковными проповедниками. Это
и были шванки — небольшие бытовые зарисовки, анекдоты, параболы, то забавные, то серьезные,
почерпнутые из различных источников и неизменно служившие назидательной цели. Проповедники
вплетали их в свою проповедь, стремясь исправить нравы и наставить верующих на «верный путь».
Сборником таких «прикладов» является книга францисканского проповедника Иоганнеса Паули (ок.
1455 — ок. 1530) «В шутку и всерьез» (1522), пользовавшаяся большим успехом у читателей. Следует
заметить, что книга Паули увидела свет в то время, когда в Германии уже началась Реформация. Ведь
в 1517 году Мартин Лютер обнародовал свои тезисы против торговли индульгенциями, сплотившие
противников католической церкви.
Понятно, что книга католического монаха стояла в стороне от протестантского радикализма. И
все же Паули не упускает случая отметить пороки католического клира, такие как корыстолюбие,
суетность, лицемерие, разврат и др. Обличает Паули также власть имущих, обивающих бедный люд, в
том числе чиновников, ростовщиков и мздоимцев разного рода.
По своей лапидарности «приклады» Паули "напоминают фацетии, появившиеся в Италии в
эпоху Возрождения. Только, в отличие от «прикладов», фацетии лишены благочестивой
назидательности. Это просто веселые анекдоты, зачастую непристойные. В литературный обиход их
ввел итальянский гуманист Поджо Браччолини (1380-1459), опубликовавший в 1470 году свою
«Книгу фацетий», написанную на латинском языке. В Германии у него скоро появились
последователи. Прежде всего это был писавший на латинском и немецком языках Августин Тюнгер.
Его «Фацетии» (1486), хотя и написаны под воздействием фацетий Поджо, сохраняют свой местный
немецкий колорит. В его рассказах оживают житейские детали, связанные со Швейцарией,
Франкфуртом, Шпейером и другими хорошо знакомыми автору местами. Вполне в духе времени
стремится он к фиксации жизненной правды, хотя и действует подчас достаточно неумело.
Тем временем в Германии все более и более накалялась социальная обстановка. Крестьян
Буквально: пятисотые годы, то есть шестнадцатое
столетие. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 20, с.
345.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|