|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
|
|
|
РАЙМОН ЛЬЮЛЬ
КНИГА О РЫЦАРСКОМ ОРДЕНЕ
стр. 23
Между дворянином и рыцарем есть несомненная связь и близость... — Более определенно данный вопрос ставится в
«Семи частях» Альфонса Мудрого: «... посему выбирать среди идальго надлежит таким образом, дабы были они
благородного происхождения по прямой линии не только от отца и деда, но и в четвертом колене, т.е. от прадеда» (ч. 2, гл.
21, закон 2).
20 Горбун, толстяк, равно как и тот, кто имеет какой-либо иной телесный изъян... — Настоятельная рекомендация не
принимать в рыцарский орден оруженосцев хилых и худосочных вызвана не только опасениями в связи с их
неспособностью к ратным подвигам, но и тем обстоятельством, что носить тяжелые рыцарские доспехи могли только
физически сильные люди.
21 Внимая же песням жогларов, воспевающих грех и блуд... — С X по XIII в. профессиональные певцыисполнители,
которых во Франции называли жонглерами, в Германии шпильманами, в Кастилии жгларами, а в Каталонии жогларами,
бродя от селения к селению, от замка к замку, не только ходили по канату, демонстрировали дрессированных животных,
жонглировали, рассказывали анекдоты, но и, аккомпанируя себе на примитивной скрипке-виоле, исполняли героические и
народные песни, являясь, таким образом, в какой-то мере создателями западноевропейской литературы. Сходные филиппики
Льюля против жогларов ср. в публикуемой в данном издании «Книге о животных» (гл. 5). Разделяя характерную для
духовенства непримиримость к жогларам, полуязыческим народным праздникам и мирским песням, Льюль не пощадил и
собственных сочинений, написанных им в юности в традициях поэзии трубадуров; после обращения он безжалостно их
уничтожил.
22 Затем он должен поцеловать оруженосца и дать ему пощечину... — В «Семи частях» Альфонса Мудрого
аргументируется и комментируется не только «пощечина», но и «поцелуй»: «Его надлежит поцеловать, дабы
продемонстрировать этим благочестие, добронравие и братство, каковые должны царить между рыцарями» (ч. 2, гл. 21,
закон 14).
23.герб на щите, седле и латах, символизирующий славу... — Щит, седло и латы рыцаря были лишены герба
до тех пор, пока он не покрывал себя славой.
...ибо всегда хочется ему еще большего вреда. — В списке, хранящемся в Библиотеке Каталонии в Барселоне, уточнение
«еще большего» отсутствует. Однако нам представляется убедительной интерпретация Альбера Соле, восстанавливающего
смысл, следуя списку из Библиотеки монастыря Святого Франциска в Пальма де Майорке.
25...между преизбытком и недостатком... — «Недостаток», пропущенный в списке, хранящемся в Библиотеке Каталонии в
Барселоне, присутствует во всех других списках.
...и не располагалась бы она в золотой середине, являя собой добродетель, суть которой именно в том, чтобы
избегать крайностей. — Льюль следует аргументации Аристотеля, изложившего свою концепцию добродетели как
обладания серединой в «Никомаховой этике» (Аристотель. Соч.: В4т. М., 1983. Т. 4, С. 86 исл.).
27...всеобщее блого предпочтительнее блага личного... — Нельзя не отметить некоторое противоречие между данным
тезисом и утверждением (гл. 5) о том, что, «подобно щиту, который оказывается между рыцарем и его врагом, сам рыцарь
находится между монархом и народом».
28 Если монарх, король или вельможа должен быть рыцарем ~ не достоин он быть королем или вельможей... — Ср. в
«Семи частях» Альфонса Мудрого: «В прежние времена рыцарский орден окружали таким почтением, что, только став
рыцарями, императоры и короли могли быть коронованы и облечены полнотой власти» (ч. 2, гл. 21, закон 11).
29...мы вознамерились написать книгу, посвященную ордену клириков... — Не исключено, что подобная книга — «Libre del
ordre de clerecia», — была Льюлем написана, но, как и некоторые иные его сочинения, до нас не дошла. Сохранилась другая
его книга — «Liber clericorum», написанная на латыни в 1 308 г.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
|
|
|
|