|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
РАЙМОН ЛЬЮЛЬ
КНИГА О РЫЦАРСКОМ ОРДЕНЕ
стр. 19
нежели к добру. Поэтому этот порок скорее, нежели иные пороки, свидетельствует о грядущем
осуждении человека, равно как и отсутствие этого порока, скорее, нежели иные добродетели,
свидетельствует о грядущем спасении человека. Отсюда следует, что тот, кто вознамерился побороть
уныние, должен иметь в своем сердце мужество; оно позволит ему приглушить естественные позывы
нашей плоти, которая благодаря своей предрасположенности к похоти и грехопадению Адама
тяготеет к злу. Тот, кто предается унынию, огорчается, видя добрые дела другого; он огорчает^ так
же, если кто-то приносит себе вред, ибо всегда хочется ему еще большего вреда. Поэтому добро и зло,
совершаемое другими людьми, одинаково причиняют ему боль и страдания. Отсюда следует, что,
поскольку досада является источником невзгод и страданий, ты, рыцарь, если намерен победить этот
порок, должен прибегнуть к помощи мужества, дабы не дало оно унынию обосноваться в твоем
сердце; а мужество одержит верх, ибо напомнит, что если милость Господа распространяется на
одного человека в отдельности и на всех вместе, то почему же она не должна распространяться на
тебя, ведь в этом случае от его щедрот ничего не убудет и в тебе ничего не убавится.
14. Гордыня — это порок неравенства, ибо высокомерный человек хочет быть единственным
в своем роде и поэтому чурается людей. И поскольку смирение и мудрость суть добродетели,
противоположные гордыне и предполагающие равенство, то если ты, рыцарь, обуреваемый гордыней,
вознамеришься преодолеть свою гордыню, позволь своему сердцу проникнуться одновременно
смирением и мужеством; ибо смирение без мужества лишено силы, и не осилить ему гордыню. Есть
ли у тебя повод быть высокомерным, когда во всем блеске своих доспехов ты гарцуешь на своем
могучем коне? Нет, если смирение найдет в себе силы напомнить тебе о твоем рыцарском
предназначении. Если же ты высокомерен, не найдешь ты в себе силы изгнать из твоего сердца
честолюбивые планы. А если выбит ты из седла, и побежден, и взят в плен, будешь ли ты столь же
высокомерен, как и прежде? Нет, ибо силой оружия будет сломлена гордыня в сердце рыцаря,
несмотря на то, что душевное благородство не зависит от плоти; насколько же успешнее должны
изгонять гордыню из благородного сердца смирение и мужество — достоинства души,
свидетельствующие о силе духа.
15. Зависть — это грех, противный щедрости, милосердию и великодушию, наилучшим
образом соответствующим природе рыцарского ордена. Поэтому при порочном сердце рыцарь не
сможет быть достойным своего призвания. Если лишен он силы духа, зависть вытравит из сердца
рыцаря справедливость, милосердие и великодушие; и станет тогда рыцарь завидовать чужому
богатству, но лень ему будет добывать его себе силой оружия; и станет он тогда злословить о том, что
оно не идет само ему в руки; и поэтому зависть вынудит его замышлять вероломства и злодейства.
16. Гнев — это разлад в человеческом сердце, теряющем способность помнить, понимать и
любить. Воспользовавшись этим разладом, память превращается в забвение, понимание в невежество,
а любовь но вспыльчивость. Поэтому коль скоро память, понимание и любовь являются тем светом,
который позволяет рыцарю следовать дорогой рыцарства и который гнев и сердечный разлад
пытаются из сердца вытравить, ему надлежит уповать на силу духа, а также на милосердие,
самоограничение и долготерпение, служащие препятствием на пути гнева и утешением в тех бедах,
которыми мы обязаны гневу. Чем сильнее гнев, тем большей силой должны обладать милосердие,
самоограничение и долготерпение, способные его одолеть. Найдет человек в себе силы, остынет его
гнев и проникнется он милосердием, самоограничением и долготерпением. А лишь только ослабеет
гнев и наберут силу все вышеупомянутые добродетели, так теряют силу неприязнь и
раздражительность, а там, где в чести добродетели и не в чести пороки, в чести будут и
справедливость, и мудрость; а там, где в чести будут справедливость и мудрость, в чести будет и
рыцарский орден.
Мы говорили о том, как удается мужеству противостоять в человеческом сердце семи смертным
грехам. Теперь обратим наше внимание на воздержание.
17. Воздержание — это добродетель, находящаяся между двумя пороками: первый порок —
это грех избытка, второй — недостатка. Поэтому умеренности, расположившейся между преизбытком
и недостатком, должно быть ровно столько, чтобы она оказалась добродетелью, ибо не будь она
добродетелью, получалось бы, что нет зазора между избытком и недостатком, а это не так. Рыцарь
добрых нравов должен знать меру в отваге, в еде, в питье, в разговоре, столь облюбованном ложью, в
одежде, нередко ведущей к тщеславию, да и во многом другом. Без воздержания не смог бы он
умножать славу рыцарства и не располагалась бы она в золотой се2бедине, являя собой добродетель,
суть которой именно в том, чтобы избегать крайностей.
18. Рыцарь должен неукоснительно принимать участие в богослужениях, слушать проповеди,
молиться Богу, любить его и бояться, ибо привыкает он тогда к мыслям о
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|