|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
РАЙМОН ЛЬЮЛЬ
КНИГА О РЫЦАРСКОМ ОРДЕНЕ
стр. 10
укрепленный замок рыцарю алчному и вороватому. И если этот человек плохо разбирается в доверия,
как относиться к тому, кто знает, как, что и кому стоит доверять, кто умеет возвращать и хранить то,
что ему доверили?
30. Видели ли вы когда-нибудь рыцаря, который не хотел бы отвоевать свой замок. Видели ли
вы когда-нибудь рыцаря, который не пытался бы укрыть свою жену от рыцаря-изменника? Видели ли
вы когда-нибудь рыцаря-вора, который воровал бы иначе, чем украдкой? Если же вы таких рыцарей
не встречали, так это потому, что их поведение не соответствует установлениям рыцарского ордена.
31. Рыцарь обязан иметь сверкающие доспехи и ухоженного коня; если же забота о доспехах
и коне не входит в обязанности рыцаря, то в его обязанности входит и то, что есть, и то, чего нет.
Если же это так, то обязанности рыцаря одновременно и существуют и не существуют; в то же время,
поскольку быть и не быть суть противоположны, а лишаться брони чуждо рыцарству, то чем бы
являлось тогда рыцарство без доспехов и почему бы тогда рыцарь носил это имя?
32. Заповедью нам предписано не лжесвидетельствовать; отсюда следует, что, если бы
дающий ложные показания не противоречил рыцарскому ордену, Господь, давший нам заповеди, и
рыцарство были бы противоположны друг другу; если же это так, то что есть рыцарская честь и в чем
заключаются обязанности рыцаря? Если же есть между Господом и рыцарством соответствие, то
лжесвидетельство чуждо природе тех, кто является поборниками рыцарства. Если же давать клятву и
божиться и свидетельствовать истину было бы чуждо природе рыцаря, то в чем бы тогда заключалось
рыцарство?
33. Если между справедливостью и. сластолюбием нет противоречия, то рыцарство,
соответствующее справедливости, соответствовало бы и сластолюбию; а если бы между рыцарством
и сластолюбием было бы соответствие, то целомудрие, противоположное сластолюбию, оказалось бы
чуждым природе рыцарской чести; если бы это было так, получалось бы, что рыцари стремятся
восславить рыцарство, дабы утвердить сластолюбие. Если же справедливость и сластолюбие чужды
друг другу и рыцарство существует для отстаивания справедливости, то в этом случае между
сластолюбивым рыцарем и рыцарством нет ничего общего; если же это так, то грех сластолюбия
должен быть неприемлемым для рыцарства; и если бы грех сластолюбия был наказуем так, как он
того заслуживает, впавших в него следовало бы изгонять из рыцарского ордена с еще большей
непримиримостью, чем из любого другого.
34. Если бы справедливость и смирение были чужды друг другу, рыцарство, которое в ладу
со справедливостью, было бы противоположно смирению и соответствовало бы гордыне. Однако если
бы спесивый рыцарь отстаивал рыцарские устои, иным рыцарством оказывалось бы то, которое
некогда было основано на справедливости и видело свою задачу в защите людей смиренных от
спесивых и неправых. Будь это так, новоявленные рыцари не могли бы принадлежать к тому же
самому ордену, к которому принадлежали другие, им предшествовавшие. Если бы нынешние рыцари
соблюдали установления и выполняли те же обязанности, что и их предшественники, не было бы
низости и гордыни в этих рыцарях, которые кажутся нам спесивыми и неправыми. Однако если то,
что кажется низостью и гордыней, на самом деле ничто, где же и в чем же тогда смирение и
справедливость?
35. Если бы справедливость и миролюбие были бы чужды друг другу, рыцарство, которое в
ладу со справедливостью, было бы противоположно миролюбию; если бы это было так, те нынешние
рыцари, которые чураются мира и жаждут войн и связанных с ними бедствий, были бы рыцарями, а
те, которые умиротворяют людей и избегают бедствий войны, были бы чужды рыцарству. И если те
нынешние рыцари, которые творят жестокости и беззакония, сеют зло и связанные с войной бедствия,
выполняют обязанности рыцарства, то хотел бы я знать, кем же тогда являются рыцари справедливые
и миролюбивые по природе своей, умиротворяющие людей силой закона и силой оружия? Ибо, как и
ранее, предназначение рыцарства заключается в том, чтобы умиротворять людей силой оружия;
между тем если нынешние воинственные и неправые рыцари не принадлежат рыцарскому ордену и не
выполняют его установлений, где же тогда рыцарство, да и сколько тех рыцарей, и каковы эти
рыцари, входящие в орден?
36. Многообразны те пути и возможности, следуя которым рыцарь может выполнять
возложенные на него рыцарством обязанности; однако ввиду того, что нам еще предстоит о многом
поведать, излагаем их здесь в сжатой манере, главным же образом потому, что, выполняя просьбу
одного весьма учтивого оруженосца, преданного и чистосердечного, посвятившего немало времени
изучению рыцарских устоев, мы составили эту книгу в самом кратком виде, ибо и само посвящение в
рыцари должно быть весьма недолгим.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|