|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
А.П. Левандовский
КАРЛ ВЕЛИКИЙ
стр. 156
Кризис жанра. Связь времен
«Путешествие Карла» уже наметило тенденцию, которая, все время
нарастая, в значительной мере содействовала перерождению, а затем и полному
вырождению каролингской легенды.
В XIII веке во французском эпосе появляются реальные крестоносцы,
нашивающие кресты на свои плащи и постепенно оттесняющие на второй план
Карла Великого, его родню и его баронов. Сам образ Карла меняется: он утрачивает
прежние героические черты, воинскую доблесть, непобедимость в битвах, его
приключения приобретают все более камерный характер. Этому содействует
увеличение числа и укрупнение женских образов, чья добродетель становится не
менее важной, чем добродетель воина на поле боя. Возникают и умножаются
литературные шаблоны, переходящие из песни в песню и заранее известные
читателю или слушателю. Да и слушатель все более превращается в читателя. Если
раньше жесты были достоянием певцов-жонглеров, то теперь они становятся
собственностью писателей; объявляются «авторы», присваивающие себе ту или иную
записанную поэму. Сами поэмы складываются в циклы, становящиеся достоянием
«коллекционных» рукописей, оседающих при дворах знатных сеньоров. Начинает
влиять смежный эпос, в особенности цикл короля Артура с его романтическими
приключениями, феями и волшебниками. Стихотворные произведения чрезмерно
удлиняются, а затем и вообще уступают место прозе — рыцарским романам, вроде
тех, которыми была наполнена «комната с книгами» последнего идеального рыцаря
— Дон Кихота Ламанчского. Наконец, становление города, его преобладание над
феодальным замком и зарождение буржуазии открывают дорогу новым
литературным жанрам, призванным вытеснить героическую поэзию былых времен.
Эпоха Возрождения довершает этот процесс. Появляются знаменитые и
широко читаемые произведения Боярдо, Пульчи, Ариосто, где все эти «влюбленные» и
«неистовые» Роланды, запросто общающиеся и с ангелами, и с феями, и с богами
Олимпа, превращаются в феерические каскады,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|