|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
А.П. Левандовский
КАРЛ ВЕЛИКИЙ
стр. 106
императорский титул «Божьей милостью», он постоянно называл себя монархом «по
Божьему милосердию», «венчанным Богом» и т. п. Эту же мысль внушал ему и Алкуин,
когда писал:«.. .По воле Всевышнего Карл царствует и управляет градом вечного
мира, построенным драгоценной кровью Христовой... Божественная власть
вооружила Карла двумя мечами как удивительным и особым даром Божьим, ибо он
с пламенным рвением старается защитить церкви Христовы от опустошений
язычников и очистить от учений неверных... »
Через всю законодательную деятельность Карла красной нитью проходит
стремление насадить любым способом — будь то убеждение или принуждение —
«святую правду», единство и вечный мир. Он сам титулует себя «великим
миротворцем», его агенты должны повсюду «разыскивать и исполнять правду
государя, церкви, вдов, сирот, малолетних и остальных людей». Огромное количество
циркуляров, капитуляриев, указов направлено к отысканию и охране этой «правды».
Говоря о «святой правде», Карл имеет в виду полное и безусловное торжество
христианской церкви. Его «два меча», по выражению Алкуина, — это, с одной
стороны, стремление покончить с язычеством на всех просторах завоеванных земель,
с другой — обеспечить и закрепить незыблемое положение «церкви Христовой» там,
где она уже имеет глубокие и старые корни. Насколько был он упорен, «обращая»
язычников, видно на примере саксов и аваров. Здесь, человек рассудительный и
вовсе не злой, он не останавливался ни перед какими жестокостями, предпочитая
истребить «неверных», нежели видеть их «заблудшими». И недаром уже ближайшие
поколения оценили по достоинству (со своей точки зрения) это его упорство.
Император XII века Фридрих Барбаросса, один из самых агрессивных основателей
«Священной Римской империи», писал в своем дипломе, имея в виду Карла
Великого: «...он был сильным борцом и истинным апостолом в распространении
веры христианской и обращении языческих народов, как свидетельствуют саксы,
фризы, вестфалы, испанцы и авары, которых он словом и мечом обратил в веру
христианскую».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|