|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
А.П. Левандовский
КАРЛ ВЕЛИКИЙ
стр. 99
В Академии господствовали классические и библейские традиции, о чем
свидетельствуют даже имена, данные согласно англосаксонскому обычаю ее
членам. Так, император в Академии прозывался Давидом, Алкуин — Горацием,
Теодульф — Пиндаром, Ангильберт — Гомером, Эйнгард — Веселиилом. Сами же
занятия носили характер дружеских бесед, во время которых стирались различия
между учащимися и учителем — каждый стремился равно блеснуть своими
познаниями и остроумием. Вот типичный образец «Диалога между учителем
(Алкуином) и учеником (королевским сыном Пипином)», сохранившийся от той поры:
«...— Что такое письмо? — Хранитель истории. — Что такое слово? —
Предатель мысли. — Кто рождает слово? — Язык. — Что такое язык? — Бич воздуха. —
Что такое воздух? — Хранитель жизни. — Что такое жизнь? — Радость счастливых,
печаль несчастных, ожидание смерти для всех. — Что такое человек? — Раб смерти,
гость места, проходящий путник...»
После ряда вопросов о состоянии человека и частях его тела начинается
разговор о вселенной и явлениях природы:
«... — Что такое небо? — Вращающаяся сфера, неизмеримый свод. — Что
такое свет? — Лица всех предметов. — Что такое день? — Пробуждение к труду. —
Что такое солнце? — Блеск вселенной, краса небес, прелесть природы,
распределитель часов. — Что такое земля? — Мать растущего, кормилица живущего,
хранительница жизни, пожирательница всего. — Что такое море? — Путь отважных,
граница земли, гостиница рек, источник дождей... »
Разбирая времена года, собеседники устанавливают, что зима — изгнанница
лета, весна — живописец земли, лето — ее одежда, осень — житница года, а год —
колесница мира, которую везут ночь и день, холод и тепло, а правят — солнце и луна.
Заканчивается диалог рядом загадок, которые учитель задает, а ученик
разгадывает, вроде «мертвые породили живого, а дыхание живого пожрало
мертвых...», что оказывается огнем, возникшим от трения щепок и затем спалившим
эти щепки...
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|