|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Виолле-ле-Дюк Эжен Эмануэль
Жизнь и развлечения в средние века
стр. 305
Без всякой злобы и беи повешений, Ведь чем мудрей и выше человек, Тем более он бережется; кто не знает,
Что многие знатнейшие дворяне Спускали в кости латы и коней, И деньги, и имения, и честь; А если это
страисное безумье Распространится в действующем войске, То воины день напролет гирают, Чтоб без
доспехов вовсе оказаться,
В одной из рукописей Национальной библиотеки [19*; 57] есть еще одно сказание об игре в кости. Сам дьявол во плоти учит
человека изготовить кость:
Брат, — говорит нечистый, ~вот что я придумал:
Ты сделаешь одну веир, что назовется КОСТИ;
Многие натерпятся из-за нее стыда и срама,
Тою ж-за нее повесят, а другого убьют.
Ты сделаешь ее о шести квадраитых гранях,
На первой грани поставишь ты одну точку...
И так дьявол заставляет поставить на каждой грани соответственно две, три, четыре, пять и шесть точек.
Стол, на который метали кости, — разновидностей этой игры было много, — как и упомянутый выше шахматный столик,
назывался беллен, беллан, брелан [57. V. II. Р. 22]: «... Тогда велели принести его берлены и его шахматы, чтобы вести игру на
имущество, что он желал сбыть с рук».
В походах колландиры запрещали игру в кости — частый источник кровавых конфликтов; но привычка была сильнее, и
бесконечно возобновляющиеся запреты не останавливали рьяных игроков.
В «Больших хрониках» Жеана Красивого, написанных в середине XIV в., можно найти такую фразу [53]: «После обеда
приключилась великая ссора меж слугами горожан Эно и английскими лучниками, стоявшими на постое в городе, причиной
каковой послужила игра в кости; и принесла оная ссора
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|