|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Г. Ласкавый
Викинги
ПОХОДЫ, ОТКРЫТИЯ, КУЛЬТУРА
стр. 229
с мерным барабанным боем, выполняемым соответствующими отдельным строкам сериями
из трех ударов.
Творения скальдов не знали привычной для современного читателя рифмы, основанной
на созвучии окончаний слов. В скаль-дических стихах ее заменяла, прежде всего,
аллитерация, то есть созвучие начальных согласных в ударных слогах двустиший: двух —
нечетной и одного — четной строк79.
Неповторимый колорит придает поэзии скальдов контраст ограниченного круга
использовавшихся в ней ключевых понятий с необычайным богатством передающей их
лексики. Труд Снорри Стурлусона по теории стихосложения, носящий название «Язык
поэзии», содержит обширнейший словарь «хейти», то есть простых поэтических
синонимов80, и «кеннингов» — стилистических конструкций, где одно существительное
замещалось двумя, причем второе выступало определением первому81.
«Виса», — восьмистрочная скальдическая строфа, — могла существовать как
самостоятельно, так и служить составляющей поэтических произведений различных
жанров. Последовательный ряд вис, объединенных общей темой, именовался «флокком».
Такой же ряд, разбитый на части своего рода припевом — «стеком»82, называли «драной».
Последняя являлась основным видом творчества скальдов и представляла собой «хвалебную
песнь» в нескольких ее разновидностях. Собственно, «драпа» посвящалась деяниям
конкретного человека. «Генеалогическая драпа» восхваляла его предков, «щитовая драпа»
воспевала уже не самого героя, а его атрибуты, — как правило, богато украшенные,
престижные предметы вооружения.... Помимо героической поэзии, в арсенале скальдов
имелась и любовная лирика — так называемые «мансаунги», а также «ниды» — хулительные
стихи, повествующие о позорных проступках человека или рассказывающие оскорбительные
для него небылицы.
Северная поэзия «эпохи викингов» была, по преимуществу, устной. Исландского скальда
Снегле Галля уговорили погостить при дворе английского короля Гарольда Годвинсона до
тех пор, пока там не будет заучена сочиненная им драпа, а в сочинениях такого рода должно
было содержаться 70 — 80 вис. Один из скальдов при Харальде Суровом держал в памяти 90
своих произведений. И, тем не менее, вряд ли творения скальдов дошли бы до нас в столь
значительном объеме, если бы они не были в свое время записаны, — тем более, что ряд
записей скальдических стихов обнаруживается в археологическом материале83.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|