|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Г. Ласкавый
Викинги
ПОХОДЫ, ОТКРЫТИЯ, КУЛЬТУРА
стр. 227
Сколь бы великолепными ни были произведения изобразительного искусства, их
создание в глазах раннесредневекового скандинавского общества выглядело не более чем
ремеслом, пусть даже достойным особого уважения. Иное дело стихосложение,
совершенство в котором почиталось воистину божественным даром.
Согласно древнескандинавским мифологическим преданиям, дарующий поэтический
талант волшебный элексир, именуемый Медом Поэзии, был приготовлен карликами
Фьяларом и Галаром из крови умерщвленного ими мудрого человечка Квасира и меда пчел.
Драгоценным напитком завладел великан Суттунг и упрятал его внутрь неприступной
скалы. Прослышав о том, Один пошел в услужение к брату прижимистого великана Бауги, у
которого выговорил себе в качестве платы право отведать Мед Поэзии. Бауги не сумел
уломать сородича и, чтобы выполнить соглашение, был вынужден пробуравить в скале узкий
лаз. Через него обернувшийся змеей Один проник туда. Три дня и три ночи пришлось
провести предприимчивому богу в обществе охранявшей сосуды с чудодейственным
элексиром великанши Гуннлед, прежде чем удалось осушить их. Выбравшись наружу,
похититель Меда Поэзии принял облик орла и улетел в обитель богов, где выплюнул
драгоценную ношу в золотой кубок. С тех пор и повелось, что вкусившие по воле Одина
чудодейственного напитка становились выдающимися стихотворцами. Тем же, кому
доставался помет, в который желудок орла превратил часть Меда Поэзии, была уготована
роль бездарных рифмоплетов.
Скальды — сочинители и одновременно декламаторы стихов в Скандинавии «эпохи
викингов» — пользовались необычайным почетом. Знаменитый «первоскальд» Браги
Старый (первая половина IX века) послужил даже прообразом одного из богов северного
языческого пантеона, то есть фактически удостоился обожествления. Удачные поэтические
произведения приносили их авторам баснословные награды. Торарин Славослов (первая
половина XI века) получил за свое творение от датского «конунга-викинга» Кнута Могучего
50 марок (свыше 10 килограммов) серебра. Вдвое щедрее оценили жители Исландии
поэтическое вдохновение Эйвин-да Погубителя Скальдов (вторая половина X века).
Подношения поэтам в виде драгоценностей, богатых одежд и оружия были обычным
явлением. Известны случаи, когда вовремя сочиненные стихи смягчали гнев могущественных
конунгов и тем самым спасали скальдам их собственные жизни. Иногда
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|