|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Г. Ласкавый
Викинги
ПОХОДЫ, ОТКРЫТИЯ, КУЛЬТУРА
стр. 222
и рогу, а также выполненными в различной технологии малыми формами из цветных
металлов. По большей части, это плоскорельефные, орнаментальные композиции — от
сравнительно простых, состоящих в основном из геометрических элементов, до предельно
сложных, где сочетается «звериная» орнаментика и вычурное ленточное плетение. Высокий
рельеф, прорезные изображения и скульптура встречаются реже. Реальные объекты
(корабли, оружие, животные и птицы, люди) переданы, как правило, схематично или с
высокой степенью стилизации. Что касается искусства живописи, то оно находилось в
зачаточном состоянии и сводилось к раскраске произведений резчиков по дереву и камню.
Изобразительный материал подразделяется на несколько основных стилистических
групп, которым присвоены названия тех географических пунктов, где были сделаны первые,
наиболее представительные, археологические находки.
В первой половине IX века в Скандинавии бытуют стили «Броа» (Готланд) и «Усеберг»
(Норвегия) — наглядные иллюстрации интенсивного поиска новых форм, призванных
заменить изживающие себя мотивы и образы, унаследованные от предыдущей эпохи.
Одним из ведущих орнаментальных элементов становится «хватающий зверь» — чудовище,
готовое вцепиться зубастой пастью и когтистыми лапами в собственное, причудливо
извивающееся, тело. Композицию дополняют ажурное ленточное плетение и мелкие
декоративные элементы — насечка, штриховка, точечное заполнение. Нередки композиции,
целиком состоящие из «плетенки» и чисто геометрические. Наряду с традиционными
элементами, в скандинавской орнаментике начинают употребляться утрированные
изображения человеческих лиц — «анфас», заимствованные из искусства народов Средней
Европы.
Художественные эксперименты конца VIII — первой половины IX века завершились
оформлением в скандинавском изобразительном искусстве двух ведущих стилей периода
наивысшего подъема «движения викингов».
Стиль «Борре» (Норвегия), существовавший в 840 — 980 годах, обогатил орнаментальные
композиции рядом новых компонентов. Одним из них стал «каролингский лев» (франкского
происхождения), переработанный в соответствии с требованиями «звериной» стилистики
Севера. Анатомия «львиных» фигурок не имеет почти ничего общего с реальной.
Утрированное туловище развернуто в профиль, стилизованная ушастая голова с оскален
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|