На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 307

Подобно Христу в Деисусе, фигура Пантократора над входом во внутренний нартекс изображена так, что правая часть торса выполнена в меньшем масштабе, чем левая сторона, что создает поворот персонажа влево от зрителя. Фигуры предков Христа и Богоматери в куполах нартекса {464} обернулись друг к другу, как повернуты в медальонах в разные стороны Файл byz3_465.jpg Q Богоматерь Епискописис. 2-я половина XIII в. Афины, Византийский музей. Мозаичная икона и торсы святых. Стремление отказаться от строгой фронтальности поз святых, ставшей обязательной еще со времен первых икон, показательно для палеологовского искусства с его повышенной эмоциональностью образов, с их более интимной, чем ранее, трактовкой. Черты той же подчеркнутой эмоциональности, почти незнакомой предшествующему периоду развития византийского искусства, можно усмотреть в трактовке движения, в наклонах голов многих персонажей Кахрие Джами. В сцене «Семь первых шагов Марии» маленькая трогательная девочка протягивает руки к матери. Полна удивления фигура собравшейся зачерпнуть воду из колодца Марии, которой внезапно является ангел (Благовещение у колодца). Трагичен жест рук матери, не желающей видеть, как перед ней убивают ее ребенка. Сколько глубокой любви в трогательных движениях престарелых родителей Марии — Иоакима и Анны, ласкающих свою дочь. Влияние антики можно усмотреть в рисунке плаща, круглой раковиной поднятого над головой служанки, поддерживающей Марию в сцене «Семь первых шагов Марии». Он напоминает плащ фигуры, олицетворяющей Ночь, в миниатюре Псалтири Парижской Национальной библиотеки (греч. 139) начала X в., скопированной с античного образца. Но особенно сильно ощущается влияние античных образцов в том, как художник изображает архитектуру с ее многочисленными аркадами, павильонами, баллюстрадами. В многофигурных композициях Кахрие Джами архитектуре и пейзажу отведена решающая роль. Они суть основные средства в соединении элементов композиции между собой. Они служат тому, чтобы яснее выделить того или иного персонажа, подчеркнуть его позу, движение. Так, в сцене Путешествие в Вифлеем холм, на фоне которого помещена Мария, как уже указывалось, подчеркивает направление движения. Пейзаж часто служит отделению друг от друга разно-{465}временных эпизодов, включенных в одну композицию. Он разграничивает, например, сцены встречи Марии и Елизаветы, путешествия в Вифлеем, Сна Иосифа и вместе с тем объединяет их между собой, строя единую композицию. Обычно в многофигурных композициях в Кахрие Джами (Перепись населения, Раздача пурпура и др.) персонажи разбиты на две противопоставленные друг другу группы, в каждой из которых подчеркиваются основные действующие лица. Их значение усиливается тем, что они помещаются на фоне павильонов — прием, характерный для палеологовского искусства. Художники, работавшие в Кахрие Джами, не стремились к реальной передаче деталей. Некоторые из мучеников в медальонах во внешнем нартексе изображены в платье богатой константинопольской знати. Склоненный перед Христом на ктиторской мозаике Феодор Ме-тохит — в костюме византийского сановника XIV в. В таком же, как у Метохита, головном уборе представлен и губернатор Сирии в сцене Переписи населения. Во многие сцены введены жанровые, интимные эпизоды, совершенно не предусмотренные иконографическим каноном. Например, в мозаику Умножение хлебов включено изображение детей, ползущих по земле и подбирающих крошки хлеба, падающие из рук Христа, делящего его на части. Мозаичисты испытывали влияние фресковой живописи, о чем можно судить по пробелам, положенным в виде двух-трех параллельных запятых, характерных для фресок или икон 39. В изображении лиц заметно стремление ввести настроение, черты далеки от идеальных, асимметричны. Среди всех лиц самыми спокойными и классически строгими в своей традиционности, как это ни странно, оказываются портреты Феодора Метохита, Исаака Комнина, монахини Мелании. Профильные изображения появляются гораздо чаще в допалеологовское Demus О. The Style of the Kariye Djami.... P. 109.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes