|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 464
виться принудительные рекрутские наборы, в ходе которых путем насилия или обмана на военную службу
зачислялись деклассированные элементы — бездомные, бродяги и нищие, представлявшие с ерьезную
общественную опасность. Многозначительным был и эпизод 1548 г., когда парламент сам выступил с
инициативой создания регулярной армии, выразив готовность предоставить для этого соответствующие
субсидии.
Суммируя все вышесказанное, можно придти к следующему обобщающему выводу.
При обращении к типологическому сравнению поздне-феодальных государственных систем Франции
(«классическая модель абсолютизма») и Англии («незавершенный абсолютизм»), следует постоянно иметь в
виду, что они имели различное генетическое происхождение. Поэтому даже теоретически невозможно
предположить, чтобы абсолютная монархия во Франции могла обладать показателями, тождественными
английским, равно как и допустить возможность приобретения властью английских абсолютных монархов
каких-либо специфических французских признаков. По крайней мере, попытки первых Стюартов воспроизвести
на английской почве систему, по существу имитирующую французский образец, оказались соверш енно
беспочвенными и изначально обреченными на неудачу.
Мы полагаем, что сама по себе возможность сравнения национальных форм и исторических стадий
государственной организации различных стран вполне допустима, но лишь при одном непременном условии —
если это сравнение служит целям исключительно теоретического, познавательного характера и при этом не
выходит за пределы сферы понятий, конвенциональных научных категорий. Попытка же сравнительной оценки
реально функционировавших явлений прошлого с целью определения приоритета или ущербности одного из
них по отношению к другому представляется некорректной с методологической точки зрения, поскольку
содержит в себе опасность привнесения субъективизма в процесс познания исторической истины.
Поэтому намерения отдельных авторов возвести одну из моделей абсолютизма (именно французскую) в
некий категорический императив, их дальнейшее стремление оценить вто
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|