|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 335
оборот, способствовала нарастанию княжеского партикуляризма. Близорукая политика королей, стремившихся
сокрушить одни группировки феодальных властителей за счет иммунитетных уступок другим, в конечном счете
оборачивалась своими пагубными последствиями: поощряемые королями магнаты, укрепив свои позиции, со
временем предавали своих благодетелей и вливались в единый фронт противников сильной центральной власти.
Эволюция королевской (императорской) власти. Последним периодом, когда королевская власть еще
обладала возможностями держать князей в подчинении, было правление императора Фридриха I Барбароссы
(1152—1190 гг.) из династии Штауфенов. Он полагал, что княжества могут сыграть роль основного связующего
звена единой государственной системы. Стремясь ослабить власть наиболее могущественных князей, Фридрих I
проводил политику их дробления на более мелкие единицы, но с тем же объемом государственной власти, как и
в крупных княжествах, — по всей видимости, он считал, что лучше иметь дело с десятком мелких, чем с
несколькими крупными княжествами. Однако эта политика, имевшая целью усилить зависимость княжеств от
императорской короны, себя не оправдала, — напротив, она объективно способствовала укреплению
территориальных княжеств, их полному и окончательному обособлению.
При внуке Фридриха I императоре Фридрихе II (1212— 1250 гг.) духовные и светские князья добились
юридического закрепления за собой высших государственных прав. Изданное в 1220 г. «Соглашение с князьями
церкви» подтвердило наличие в руках духовных прелатов некоторых важнейших прерогатив, которые они уже
раньше официально получили от королевской власти или узурпировали собственными силами. За церковными
князьями было закреплено право чеканить собственную монету, собирать пошлины, учреждать новые города.
Они имели право требовать возвращения зависимых от них людей, искавших убежища в городах других
властителей. Император давал обещание осуществлять официальное государственное преследование людей,
отлученных от церкви.
Еще более значительные привилегии были предоставлены как церковным, так и светским князьям
постановлениями
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|