|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 265
тельной казни через колесование. Простое сожительство свободного с рабыней наказывалось штрафом в 15
солидов.
Были предусмотрены высокие штрафы за похищение женщины, за сожительство с замужней женщиной
(45 солидов), за увод чужой невесты (15 солидов в пользу обманутого жениха) или жены (200 солидов в пользу
пострадавшего мужа). Королевский раб или лит, похитившие свободную женщину с целью вступления с ней в
брак, наказывались смертной казнью.
Вдова, хотя она и не находилась под опекой со стороны старших мужских родичей, была ограничена в
праве повторно выйти замуж: разрешение на этот брак следовало получить через суд при условии выплаты
определенной суммы (reipus) родственникам умершего мужа; в противном случае ее новый муж
оштрафовывался на 63 солила.
Приданым, а также имуществом, полученным от мужа в качестве «утреннего дара», женщина могла
пользоваться при жизни по своему усмотрению. Однако продать или подарить приданое она не могла — после
ее смерти это имущество шло детям. В случае повторного брака часть приданого передавалась родственникам
первого мужа, а при их отсутствии — казне.
О разводах в Салической правде не упомянуто. Вероятно, они все-таки существовали (поскольку такая
практика соответствовала древним правовым обычаям германских племен), но затем (уже в VIII веке) были
отменены по требованию церкви. Капитулярий Пипина Короткого (744 г.), подтвержденный Карлом Великим
(789 г.), устанавливал нерасторжимость церковного брака, поскольку такой брак относился к разряду
религиозных таинств. К началу IX в. была установлена обязательность заключения брака путем религиозного
обряда.
Уголовное право. Под преступлением Салическая правда понимала обиду или вред, причиненные
имуществу или личности человека, а также нарушение «королевского мира», поддержание которого было более
важной целью Салической правды, чем осуществление государственной репрессии. В соответствии с этим
главной целью наказаний являлось материальное возмещение обиды или вреда в виде т. н. композиций и
штрафов за нарушение «королевского мира». В свою очередь, композиции преследовали цель предотвратить
кровную месть, равно как и другие проявления вражды и междоусобиц между от
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|