|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 242
К середине IX в. свободное крестьянство во Франкском государстве практически полностью исчезло.
Сеньоры присвоили себе право суда и управления в отношении зависимых от них крестьян, привлекали их на
военную службу, собирали с них налоги. Таким образом, экономическое закабаление крестьян воплощалось в
политическое господство феодалов над ними: между государством и простолюдином встал сеньор, взявший на
себя многие функции государственной власти.
Тенденции развития государственного строя. Завоевание Галлии привело к трансформации органов
родового строя франков в государственные органы. Создание нового государственного аппарата диктовалось
необходимостью эффективного управления захваченными территориями, их защиты от враждебных соседей,
обеспечения «внутреннего мира» между завоевателями, являвшимися меньшинством во вновь созданном
государстве, и завоеванными, в несколько раз превосходившими франков по численности (согласно
статистическим подсчетам, в Северо-Восточной Галлии франки численно уступали галло-римлянам в
соотношении 1:10). Власть франкского вождя-военачальника, которой обладал Хлодвиг до завоевания Галлии,
достаточно быстро, в течение жизни одного поколения, превратилась в королевскую власть. Свое положение
единоличного правителя, чей авторитет должен был признаваться непререкаемым, Хлодвиг укреплял всеми
возможными и доступными ему способами и методами, не останавливаясь даже перед физическим
уничтожением своих реальных или потенциальных конкурентов. После крещения в 496 г. важнейшей опорой
власти первого франкского монарха стала христианская церковь. С помощью религиозной идеологии, опираясь
на церковные организационные структуры, Хлодвиг получил возможность обосновывать и оправдывать свои
завоевательные планы стремлением распространить христианское вероучение на все новые и новые племена и
народы, пребывавшие доселе в духовной темноте. Таким образом, институционализация королевской власти
происходила в условиях существенного расширения и радикального укрепления ее прерогатив. К
традиционным функциям раннефеодального монарха как верховного военачальника, высшего администратора и
судьи присоединилась функция конфессионального главы своих подданных, правомочного не
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|