![На главную](../_images/home.png) |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
![](_images/8x8.gif) |
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 229
стадию рабовладения и перешли к феодальному обществу непосредственно в результате разложения
первобытнообщинного строя. Поэтому экономические и социальные отношения франкского общества
характеризовались многоукладностью, т.е. сочетанием элементов родоплеменных, общинных,
рабовладельческих и феодальных отношений. А поскольку раннефеодальная монархия франков являлась
исторически первой формой их государственности, она несла на себе отпечаток общинной организации,
испытывала сильное влияние традиций родоплеменной демократии.
Общественный строй. Первый период в развитии франкского общества (с конца V по VII в., так
называемый «Долгий Шестой век») характеризовался сохранением еще достаточно прочных родовых связей.
Согласно свидетельствам Салической правды, основного памятника права франков рассматриваемого периода
(его подробная характеристика будет дана ниже), ближайшие родственники «до шестого колена» (до третьего
поколения по нашему счету) составляли тесный союз, все члены которого были обязаны оказывать взаимную
помощь друг другу, в частности, выступать в суде в качестве соприсяжников с целью защиты личностных и
имущественных прав своих сородичей. С другой стороны, в случае убийства свободного франка его
родственники могли претендовать на причитавшуюся им определенную долю штрафа за убийство (вергельда).
Во времена Салической правды личность еще не была отделена от коллектива, и правоспособность человека
определялась его родовой и общинной принадлежностью.
Однако уже та же Салическая правда содержит информацию о набиравшем силу процессе разложения
родовых связей, шедшем под влиянием имущественной дифференциации. Глава LVIII («О горсти земли»)
рассматривала случай, когда некоторые обедневшие сородичи оказывались не в состоянии выплачивать свою
часть судебных штрафов, в связи с чем возрастала доля платежей, возлагаемых на более состоятельных
родственников. Естественно, что последние проявляли стремление выйти из родового союза и тем самым
освободиться от обременительных расходов. Отвечая их интересам, глава LX Салической правды
предусматривала процедуру отказа от родства. Реализация этой процедуры имела своим следствием ут
|
![](_images/8x8.gif) |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|