|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 120
(истца) и возражений противоположной стороны. Затем обе стороны произносили речи (в частных делах по две,
в государственных — по одной); для произнесения речей стороны имели равное время, которое измерялось
водяными часами (клепсидрами). И хотя адвокатуры в полном смысле этого слова в Афинах не существовало,
сторонам не воспрещалось прибегать к помощи квалифицированных специалистов — знатоков права и риторов;
впрочем, эту помощь предпочитали все-таки не афишировать.
По окончании судоговорения судьи (без предварительного совещания между собой) выносили решение о
виновности путем тайного голосования с использованием цветных камешков; при этом судьи обладали
значительной свободой в определении преступного или непреступного характера совершенного деяния. Если
голоса судей распределялись поровну, обвиняемый считался оправданным, — это предоставляло ему право
возбудить новый иск против ложного обвинения. Если же судьи признавали его виновным, производилось
второе тайное голосование, по результатам которого определялась конкретная мера наказания; эта мера (в
случае отсутствия прямого указания о ней в законе) могла быть предложена как обвинителем (истцом), так и
обвиняемым (ответчиком).
Неудовлетворенные решениями или приговорами нижестоящих судов стороны могли апеллировать к
гелиэе. Вердикты гелиэи являлись, как правило, окончательными и не подлежали пересмотру или отмене.
Глубоко продуманная система и тщательно организованная процедура судебного процесса фактически
исключала грубые ошибки в решении уголовных дел и гражданских тяжб, случаи злоупотребления и произвола
в деятельности правозащитных учреждений. Даже противники афинской демократии были вынуждены
признавать их высокую объективность и компетентность. Причины этого достойного и заслуживающего
внимания явления следует усматривать в активном участии основной массы свободного населения в
отправлении правосудия, в общем уважении к праву как элементу политической культуры каждого афинского
гражданина.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|