|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 114
личного найма являлся договор подряда, предполагавший выполнение каких-либо разовых работ, требовавших
соответствующей квалификации (сооружение храма, проведение водопровода и т. п.). Впрочем, указанные
договоры не получили большего распространения, поскольку наемный труд свободных людей не выдерживал
конкуренции с бесплатным трудом рабов.
Напротив, самое широкое распространение в Афинах имел договор займа, сопровождаемый, как правило,
взиманием процентов. Проценты по займам, обычно исчисляемые в размерах 18-20 в год, иногда поднимались
до уровня 30. Ростовщичество обычно процветало в городах. Здесь существовала особая категория
предпринимателей, специализировавшихся на кредитных операциях (т. н. трапезиты).
Договор поклажи предполагал не пользование переданной вещью, а именно хранение ее с условием
возвращения по первому требованию хозяина.
Договор товарищества, оформляемый, как правило, в письменной форме, предполагал образование
общего имущества, которое использовалось для достижения взаимовыгодной цели. При этом как доходы, так и
убытки распределялись между участниками договора чаще всего пропорционально размерам внесенных ими
вкладов.
Обязательства из деликтов (они именовались «невольными» обязательствами) возникали в случае
совершения физическим лицом каких-либо противоправных действий, наносивших ущерб личности или
имуществу других граждан. Ответственность лица возникала и в тех случаях, когда вред причинялся
подвластными ему людьми (детьми, рабами). Компенсация ущерба осуществлялась в виде штрафов, которые
выплачивались виновным в пользу пострадавшего. Размеры штрафов, как правило, превосходили стоимость
поврежденного имущества.
Брачно-семейное право. Мораль и право трактовали проблемы брака в свете общегосударственных
интересов: рост народонаселения страны рассматривался в качестве важнейшего условия ее экономического
процветания и военного могущества. Уклонение от брака рассматривалось как неуважение к культу предков.
Безбрачие осуждалось; холостяки могли быть даже ограничены в гражданских и политических правах.
Заботой государства было обеспечение чистоты крови и сохранение имущества в рамках отдельных
родов. По этим при
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|